Categories:

"Человеческий фактор" (2008) Н. Клотца



словно через трубы Освенцима вылетают дымом в небо души сотрудников французского филиала немецкой химической фирмы в фильме "Человеческий фактор" (2008) Н. Клотца. психолог, сотрудник отдела кадров этого филиала, находящегося в стадии реструктуризации и сокращений, получает задание от руководства проверить душевное состояние управляющего филиалом.

но сначала немного о главном герое, Симоне (Амальрик). за кадром звучит его усталый голос рассказывающий о произошедших событиях. на экране мы видим энергичного менеджера, уверовавшего в силу НЛП-технологий и делающего всё возможное, чтобы выжать все соки из работников филиала. его цель - закрутить гипнотическим волчком трудовой процесс и превратить менеджеров в белок в колесе с высунутыми языками и устало повисшими хвостами. это ему прекрасно удается. сцены отдыха сотрудников на рейв-пати проникнуты языческим духом и ощущением надвигающегося апокалипсиса. проведя 5 раз в неделю по 8 часов в жертвоприношениях самих себя, подменившие любовные отношения случайными половыми связями, а дорожки бассейна дорожками кокаина, сотрудники фирмы уходят в такой угар, перед которым бледнеют даже изыски любителей русского шансона.

говоря прямо "Человеческий фактор" злой и смешной фильм, вызывающее, уэльбковское оскорбление корпоративных устоев современной Европы. стерильные, болезненных оттенков коридоры корпорации становятся для Симона кафкианским лабиринтом Минотавра, гипнотизирующего самого себя классической музыкой. спятивший старик управляющий (знаковый, знакомый по фильмам Бунюэля Мишель Лонсдейл) оказывается некогда играл классическую музыку в квартете из сотрудников фирмы. а всплывающий нацистский бэкграунд из детства как управляющего, так и инициатора служебного расследования, одного из директоров окончательно сформирует перед нами и Симоном развилку между злом и красотой.

и чем дальше будет продвигаться расследование Симона, тем больший диссонанс будет в его чувствах. попавшие в его руки технические инструкции автомобиля-газовой камеры, уничтожавшей евреев, посеют в Симоне неуверенность в собственной правоте. став пешкой в корпоративной войнушке, он потеряет весь свой лоск и нахальство. финальная же встреча с четвертым участником квартета, скрывающимся в провинции музыкантом с пронзительным взглядом голубых глаз, окончательно замкнет круг ассоциаций циничной корпоративной этики с фашистской идеологией.

как и в "Страсти" Годара, и "Фаворитах луны" Иоселиани музыка, сам процесс игры музыкантов становится символом подлинно творческого, духовного труда. Клотц формирует актерский ансамбль так, чтобы мы видели эту едва уловимую жизненную помятость мужчин и женщин за тридцать. их серые, однообразные лица, словно вырезанные по одному лекалу и на которых единственный отпечаток накладывают не жизненные переживания, а работа и надвигающиеся старость и смерть.

мир "Человеческого фактора" это мир людей утративших индивидуальность, радость жизни. мерилом в нем стали карьера, власть и деньги. мир несвободных людей, офисный концлагерь. фашистская идеология взята Клотцем как пиковая форма отношения к человеку как к вещи и бездушному материалу. и только путем нервного срыва Симону удается разорвать этот порочный круг, понять собственную марионеточную зависимость от фантомов того, что в этом обществе называют успехом и положением, а на деле - рабством и идолопоклонничеством.

конечно, Клотц атакует пороки европейского общества, а не его основы. точнее делает всё возможное, чтобы знакомый нам по фильму "Гибель богов" Висконти дух смычки промышленности и правого радикализма стал в глазах европейцев определяемым в нормах их современной жизни и - осмысленный, увиденный - навсегда исчез из неё.

http://www.imdb.com/title/tt0765141/
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…