3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

"Франция" (2007) С. Бозона



"Франция" Сержа Бозона пропитана эффектом де-жа-вю. насмотренный киноман и кинокритик Бозон снимает свой фильм так, что за каждым новым поворотом сюжета и новым героем чувствовался смутный привкус узнавания. фильм начинается с характерного для эпохи немого кино и значит времени действия фильма мотива "травести". молодая девушка, живущая во французской глубинке получает от мужа послание из окопов Первой мировой с просьбой больше не писать ему. отважная, словно Жанна Д'Арк и как героиня "Гусарской баллады", она переодевается в мужское платье и отправляется на поиски любимого.

бредя лесами и полями, снятыми в манере "Зеркала" Тарковского, Камилла натыкается на группу солдат, движущуюся, как кажется, в направлении фронта и примыкает к ней. но отряд солдат своей внутренней опустошенностью и растерянностью напоминает то ли группу призраков, то ли живых мертвецов. никто не крутит лихо ус и не отпускает грубоватых шуточек. эти военные - не эталон мужественности и мужской сексуальности, а скорее вышедшая на лесную прогулку группа душевнобольных. в короткие минуты отдыха неестественно высокими голосами распевают они песни в стиле психоделического рока 60-х. в песнях поется о слепой девушке, связывающей свою судьбу то с поляком, то с итальянцем.

во время скитаний отряда в максимальной удаленности от населенных пунктов, мы узнаем, что это группа дезертиров и движутся они в нейтральную Голландию. один из солдат рассказывает историю бывшего их сослуживца, молодого бойца Филиппа, бредившего Атлантидой и находившего утешение в продолжительном сне. но Филипп, любимец взвода, погиб и гибель эта видимо и спровоцировала бегство солдат с поля боя.

странно наблюдать, как эта группа мужчин, призванных защищать страну, словно герой "Мертвеца" Джармуша, скитается по лесам и в их печальных и усталых глазах читается полный разрыв со статусом гражданина, мужа и даже просто представителя мужского пола. и в этом и состоит главная цель фильма Бозона. страна Франция предоставляет своим бедолагам-сынам лишь ночлег под кустом. солдаты находятся на её территории географически, но социальные связи разорваны и утеряны навсегда. и если для Камиллы будет достаточным переодеться обратно в женскую одежду, то для солдат и их командира обратно пути нет.

в сцене нападения сына фермера на Камиллу мы видим как нелепо борются эти профессиональные военные с представителями гражданского населения. чувствуются, что опустошенность и истощение этих людей зашли слишком далеко. и их драма действительно становиться драмой в масштабе целой страны. Бозон показывает немецких солдат как всадников Апокалипсиса и казалось бы французы должны встать грудью на защиту отечества. но что-то испортилось, сломалось в механизме принадлежности французского гражданина своей родине. хищные крестьяне охотно укрывающие дезертиров - вот и готов архетип француза времен Первой мировой.

Франция у Бозона - это страна не давшая своим гражданам ощущения волнующей принадлежности к большой семье. несмотря на весь антивоенный мессидж фильма, дегероизацию военных действий, показа военного времени в страшном и мучительном свете, Бозон задается вопросом - что есть патриотизм? и замечательно, что ответ на него дает режиссер с явными левыми взглядами и без постылого пафоса. патриотизм по Бозону есть то, что укрепляет мужскую душу и не дает ей скитаться бесплотным призраком по неприветливому ландшафту. в конечном счете, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. но иногда принадлежность к такому обществу способна превратить жизнь в наполненную сомнениями и моральной деградацией одиссею.

Бозон говорит о патриотизме как о субстанции способной наполнить смыслом и уверенностью жизни мужчин и женщин. о том как важно ощущать эту гражданскую принадлежность и как важны в основе её моральные законы. Камилла находит своего мужа, также дезертировавшего с фронта, но любовная сцена между ними не приносит им радости. и с печалью глядит её супруг в то звездное небо, которое по Канту над нами.

Бозон снял один из шедевров современного кинематографа. в его фильме есть блестящая историческая реконструкция, верно передающая дух эпохи благодаря прекрасно подобранным актерским типажам. сочетая достоверность с новаторскими приемами, остраняющими происходящее, Бозон добивается необходимого резонанса от показываемого на экране, той печальной и волнующей ноты, которая звучит в нас после просмотра. Бозон ставит один из самых острых вопросов человеческого бытия - есть ли наша жизнь бессмысленное блуждание в пространстве и времени и есть ли то что может наполнить её ощущениями дома, земли под ногами и крыши над головой. и именно моральные догмы по мнению Бозона могут сделать наше существование наполненным светом, силой и смыслом.

"Франция" Бозона имеет родственников и в российском кинематографе. это прежде всего "Дни затмения" Сокурова, с врачом Маляновым, ищущим себя в больном обществе. а также фильмы Евгения Юфита, где деградировавшие мужчины исполняют нелепые танцы на фоне неприветливой природы.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments