
Жанр: Комедия, драма
Режиссёр: Вера Хитилова
Вглавных ролях: Житка Черхова, Ивана Карбанова
Хорош или плох наш мир? Над этим вопросом бьются сонмы мыслителей, и вот две свеженьких маргаритки с библейскими именами из фильма Хитиловой, «Маргаритки», решают вплестись в этот венок, путем опытных изысканий доказав, что ложка дегтя таки портит бочку меда полностью и бесповоротно. Если ты родился чуть сумасшедшим, если ты сходишь с ума, что остается окружающей тебя реальности, если, при этом, ты силен, молод, красив, и жаждешь сумасшествия искренне и истово? – она трансформируется, отвечая требованиям, она поддается, она манит, открывая личико. Полубезумные, радужные, опасные корпускулы, выпущенные в него, как ртуть, пропитывая металл, меняют его цвет. Но рано или поздно реальность перемалывает тебя. Дай бог, до времени, когда ты становишься слаб, стар и уродлив.
Кто они – девушки из фильма Веры Хитиловой? Сего ли мира их юная плоть и кровь? Так непохожие внешне, так похожие внутренне… Сестры они или любовницы? Их игра в испорченность действительно игра, или эта игра всего лишь прикрытие для действительной аномалии? Их нельзя назвать полностью безбашенными – для этого у них слишком хорошие шмотки, для этого у них слишком хороший аппетит, их шалости слишком напоминают детские, в их походках слишком много танца, их легкость – легка. Грязь к ним не липнет – они смоют ее в ванной Клеопатры, тут же, лакая как кошки, запив смесью молока, яиц и грязи, черствый коржик. Они правы – эти причудливые бабочки, заигрывающие со своим огнем буквально и фигурально – лучше гореть, лучше чувствовать, как жизнь пожирает тебя, такую испорченную (раз – пожрала, но и тебе перепало), чем под старость лет мыть полы в уборных.
И тут возникает главный вопрос? – а горят ли они? Да нет же, чадят, пачкая сажей окружающее пространство, постепенно сводя его с ума, как бы он ни сопротивлялся. Их квартира напоминает нору, уютную норку двух зверят. Пьяные выкрутасы у всех на виду? – милое хулиганство. Встречи с престарелыми ловеласами? – чудесный, оплачиваемый из чужого кармана, аттракцион хитрости и чревоугодия. Очередной встречный, кажется, влюбился? – хи-хи-хи. Воруй, грабь, убивай? – достаточно ли ты для этого испорчен?
Почему этот фильм считается феминистским? Если это и феминизм, то с приставкой «анти», иронически осмеянный и конформный. Женщина здесь автономна и инициирует действие, но является ли она, грубо говоря, человеком?… В связи с «Маргаритками» приходит на ум высказывание: «женщина не глубока, и даже не мелка…», но вот парадокс - эти две девушки и глубоки, и мелки одновременно.
Одна из финальных сцен «Маргариток»: голодные девочки, блуждающие там и сям, такие яркие, но почему-то незаметные для большинства, обнаруживают сервированный стол. Какая метафорическая точность сцены – Хитилова великолепна! Как легко, и с каким удовольствием можно уничтожить абсолютно невосстановимое. Резюмирующий титр-посвящение: «тем, кто огорчается только из-за растоптанного салата» красноречив и четок, - «маргариткам» не стоит лить слез из-за пролитого вина и размазанного торта (разве салат они топчут?) – они сыты жизнью по горло, и она с перемалывает их с тем же гаденьким хихиканьем, с тем же колюще-режущим цинизмом нимфетки-забавницы.
Так хорош или плох наш мир? Да ведь он ни хорош, и не плох, он – никакой. Он, как послушное и услужливое зеркало, готов состроить любую гримасу.
Community Info