и даже дети из колясок показывают факи, факи, факи!
Она сожрет тебя на ужин, как драконья голова,
но, может, в этом-то и фенька, в этом и приманка?
Ты попал, дядя - это Москва!..
"Несчастный случай"
У кого-то из поэтов Серебряного века - кажется, у Зинаиды Гиппиус, - было стихотворение, написанное с помощью одних только наречий. Хочется для начала высказаться в подобном стиле.
Итак:
Жестко. Сильно. Честно. Утрированно. Спорно. Неоднозначно. Тенденциозно. Грустно.
"Кремень" - фильм о современной Москве и людях, ее населяющих. Главный герой - Антон Ремезов, двадцатилетний парень из Альметьевска, приехавший в столицу сразу после демобилизации и обнаруживший, что приезжему в Москве приходится не столько жить, сколько выживать. Город предстает перед зрителем с изнанки, с самой что ни на есть неприглядной стороны...
Пересказывать содержание во всех подробностях не вижу смысла - как говорится, лучше один раз увидеть... Важно другое - в какой стране, в какой столице, в каком обществе мы живем. И здесь хочется сказать, что, с одной стороны, Алексей Мизгирев (автор сценария и режиссер картины) очень сильно сгущает краски и утрирует образ Москвы как современных джунглей, а с другой - утрировать можно только то, что существует в действительности.
Постоянным рефреном в "Кремне" звучат слова "это Москва!" Эта короткая фраза должна объяснить - и объясняет - недавним жителям столицы те явления и события, которых коренные москвичи не замечают, ибо привыкли воспринимать их как неотъемлемую часть повседневной жизни. По сути, это такой универсальный ответ на все вопросы.
В любом киоске сидит жуликоватый продавец, готовый навешать лапшу на уши приезжему? - Это Москва.
Сотрудники милиции собирают с мелких бизнесменов оброк, подобно тому как помещики собирали его с крепостных? - Это Москва.
Виновность подозреваемого в преступлении определяется его платежеспособностью? - Это Москва.
И прочая, и прочая, и прочая...
Реакцию среди зрительской аудитории фильм вызвал крайне неоднозначную, и мнения о нем высказываются самые различные, зачастую диаметрально противоположные - с одним из примеров дискуссии можно ознакомиться здесь. Удивляться этому не приходится, ибо создатели картины намеренно акцентировали внимание зрителей на жестокости и коварстве города, играющего по своим правилам, или вовсе без правил. Хочется сказать по этому поводу вот что: Москва - не только такая, но и такой она тоже бывает сплошь и рядом.
Практически все герои фильма - приезжие, причем из самых разных мест, не только из России. Главный герой - из Альметьевска, оттуда же приехал его сосед с семьей, законченный подонок-милиционер - из Самары, торговцы в переходе и охранник в подпольном борделе - с Кавказа, а еще бригада рабочих из Средней Азии (те, кого сейчас называют "таджиками", не интересуясь их подлинной национальностью), вьетнамские проститутки... Все они так или иначе пытаются "зацепиться" за Москву, ведя в ней отчаянную, за гранью фола, борьбу за место под солнцем. Фильм, собственно, также и о том, какой способ выживания избирает для себя каждый из этих людей, насколько они готовы поступиться либо не поступиться принципами, совершить благородный или подлый поступок...
Одним словом, всем рекомендую "Кремень". Не знаю, захочется ли Вам пересмотреть этот фильм вторично, но по крайней мере однажды его увидеть стоит. Заставляет задуматься...
И последнее. Во время просмотра фильма у меня в голове постоянно звучали две известные песни, как нельзя более подходящие по духу к тематике фильма. Это, во-первых, "Фанки-фанки" группы "Несчастный случай", а во-вторых, "Псы с городских окраин" группы "ЧайФ".
Хотел выложить их обе в виде роликов, но первую не смог найти, пришлось довольствоваться эпиграфом. А вторая - вот:
Community Info