cinemare (cinemare) wrote in drugoe_kino,
cinemare
cinemare
drugoe_kino

Category:

Глаза Усамы (Усама, реж. Сиддик Бармак, 2003)



Усама, Усама, Усама... Благодаря Сиддику Бармаку, Усама для нас теперь это не Бен Ладен. Усама это девочка, стриженая под мальчика, а косу свою посадившая в глиняный горшок с землей  - в абсолютно детской надежде, что прорастет. Усама это мальчик с испуганными глазами девочки, старательно карабкающийся по коре и веткам сухого дерева под улюлюканье неподдельных мальчишек - в страхе неминуемого разоблачения. Усама это девушка, приговоренная стать женщиной под навесным замком - плата за спасение от неминуемой смерти (жест муллы, который трудно назвать бескорыстным) . Усама теперь - воплощение боли многих и многих афганских женщин, обреченных при режиме Талибан на голодную смерть хотя бы тем единственным фактом, что их мужчины погибли в одной из бесконечно следующих друг за другом войн - с советским ли режимом, с американским или в почти будничной войне между пуштунами и всеми остальными, населяющими этот неспокойный край, в котором и укрыться-то можно только в горных ущельях.



Сиддик Бармак - выпускник ВГИКа, министр кино Афганистана во времена "до" и "после" талибов, а в перерыве советник Ахмада Шаха Масуда (легендарного лидера афганского сопротивления времен "советской" оккупации) - снял подлинное кино о подлинной боли, поселившейся на афганской земле. Сиддик Бармак отважился на дебют в 41 год и выиграл: он завоевал не только большое количество призов, одобрение зрителей и уважение в кругу коллег, но и место в истории - кино и Афганистана.
Усама - второй фильм об Афганистане за последнее десятилетие, который дошел до наших глаз и слуха через широкий экран. Первый - "Кандагар" Мохсена Мохмальбафа, деятельная натура которого существенно посодействовала и съемкам "Усамы". Оба фильма - об Афганистане времен режима Талибан. Оба фильма - о женских судьбах, которые никогда не были легкими на этой земле, но именно правила Талибана  сделали их существование невыносимым.



Для любого европейца положение женщины в Афганистане ярко иллюстрирует античеловечность режима Талибан, а в случае с "Усамой" - иллюстрация получается выпуклой и резкой до боли в глазах, потому что и так всегда болезненное вхождение ребенка в большой мир здесь принимает формы, невозможные в парадигме мышления и опыта европейского зрителя. А именно "европа" (в собирательном смысле) является адресом высказываний для обоих режиссеров. В саму ткань повествования в обоих случаях вплетены сюжеты, так или иначе обозначающие европейский (гуманистический) взгляд. В случае с Кандагаром сам сюжет фильма построен на путешествии афганской эмигрантки, живущей в Канаде, и отважившейся на поездку на оставленную родину по зову своей сестры. Весь фильм героиня путешествует с диктофоном в руках, по ходу фиксируя путь своего следования и делая путевые заметки уже "чужими" глазами. В Усаме присутствие другого, внешнего взгляда не так прямо, но, возможно, более ярко. Самые первые кадры фильма - демонстрация протеста  безмужних (а потому голодных) женщин, сняты чужим, как бы объективным взглядом - камерой иностранного журналиста. Второй чужак - женщина, лечащая больных в местной больнице, которую талибы закрывают, а волонтершу сажают в "зиндан". Потом талибы обоих иноверцев забьют камнями - за то, что те осмелились подглядеть за их суверенным миром. И тем не менее, эта казнь - не только иллюстрация зверств режима Талибан (и женщин под замком держали не только талибы), но и вневременное и очень зримое доказательство невозможности сближения различных по своей сути культур, и попытка предупредить европейцев от навязывания своей модели мира. Здесь невозможно не вспомнить героев произведений Пола Боулза - Порта и Кит, увязших в арабской пустыне и утративших там кто тело, а кто душу (роман "Под покровом небес", достаточно точно и очень кинематографично экранизированный в свое время Бертолуччи), а также самую яркую иллюстрацию самоубийственности попыток постижения чужого - рассказ "Далекий случай".



Дав девочке и фильму имя "Усама", Бармак, кроме того, предостерегает нас и от стереотипного восприятия исламского мира, развенчивая уже устоявшийся штамп - не всякий Усама несет с собой угрозу терроризма. Для девочки это имя - оберег, входной билет в мальчишеский мир.
Так что Бармак не так прост, как кажется на первый взгляд. Взяв в руки чисто европейское орудие - единственную на весь Афганистан сохранившуюся 35-миллиметровую кинокамеру, он только примеряет рясу оголтелого гуманиста. На самом деле, он нисколько не сокращает глубину пропасти Восток-Запад, а лишь фиксирует ее. Войска объединенной коалиции или волонтеры-одиночки не истребят насилие и боль на этой земле: освободив Афганистан от талибов, мы не освободили его жителей от войны, разрухи и голода, а женщин - от жизни под замком.


Режиссер Сиддик Бармак
 

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments