ferzunkin (ferzunkin) wrote in drugoe_kino,
ferzunkin
ferzunkin
drugoe_kino

Categories:

Дорога перемен

Предупреждение: спойлеры! (Для тех, кто уже успел забыть сюжет)

Мнения об этом фильме слыхал разные, но чуть ли не все сходились на том, что кино серьёзное, глубоко "психологическое". Как раз то, что я люблю. К тому же Мендес когда-то снял очень любимую мной "Америкен бьюти".
Итак, постараюсь ща описать что это за "психологизм".

Представьте себе, что вы пришли в гости в Мытищи к своим близким друзьям, семейной паре с двумя маленькими детьми. Он работает мелким клерком, она - домохозяйка. Ну, вощем, сели за стол, выпили по 100. И вдруг друзья вам объявляют: а мы тут надумали всем семейством перебраться на пмж в Париж, где много-много диких обезьян.

Ваша глубокая психологическая реакция:
- Отличная идея! Лёня, а что ты собираешься делать в Париже?

Лёня:
- Буду искать себя. Ну, там..., может на пианине играть научусь...

Ваша глубокая психологическая реакция:
- Отличная идея! Катя, а на что вы там будете жить?

Катя:
- Буду убирать дерьмо за дикими-дикими обезьянами. Говорят, в Париже за это платят дикие-дикие бабки.

Ваша глубокая психологическая реакция:
- Ребята, какие вы молодцы! Как вы всё здорово рассчитали!

Такой вот психологизм... И это при том, что вы - ближайшие друзья, живёте по соседству много-много лет.
Можно было бы возразить: ну так то ж 50-е годы. Строгое воспитание, сдержанные манеры, китайские церемонии. Да, всё так, вот только и в те далёкие времена люди умели выражать самые тонкие и язвительные оттенки смысла. Не на уровне текста, а на уровне подтекста. Как это продемонстрировали Патриша Кларксон, Джулианна Мур и Денис Куэйд в давнишнем "Вдали от рая", с котором, кстати, "Дорога" рифмуется в первую очередь (а никак на с "Америкен бьюти", - с ней "Дорога" не имеет ничего общего вообще). В фильме Мендеса искусством подтекста не владеет никто. Вместо искрящихся нюансами диалогов - поросячий визг, которым весь фильм потчуют зрителя Катя с Лёней. Вот уж, кстати, чьи отношения современны в худшем смысле слова, отчего и фильм вообще с трудом воспринимается как ретро. Надели на ребят старинные тряпки, посадили в антикварные паровозы, а чем их занять, так и не придумали. Слоняются они по экрану и бессмысленно машут руками.
Вот, к примеру, Катюша уже на первых минутах устраивает Лёнечке страшную истерику. Причина? Её героиня не состоялась как актриса, а он лезет к гордой девушке с утешениями. И всё бы было понятно, но Катя между делом бросает фразу: "ты - не мужик". Ну, такое висящее на стене ружьё проигнорировать никак нельзя, тем более что все последующие катины претензии к Ленё выглядят совершенно невнятно, типа: жизнь пуста, тра-та-та. А тут четкое указание: не джигит, не возбуждает. Любовь, значит, прошла. Ну, что ж, ситуация типичная. Большинство женщин на месте Кати либо "уходят в детей", либо ищут утешение на стороне. Можно, конечно, и поскандалить чуток. Но доводить дело до смертоубийства? Бред! Особенно если учесть, что муж характером гораздо слабее жены. Рассмотрим всё-таки обе возможности решения катиных проблем:

1. Дети. Их в фильме, как говорится, только "обозначили". То есть показали пару раз, я даже не запомнил их пола. Их личности, их взаимоотношения с родителями остались за скобками, что явно не делает чести "психологическому" фильму.

2. "Утешения". В фильме имеется человек, который рад "утешить" бедную Кэт - далеко ходить не надо. Но несостоявшаяся актриса совершенно равнодушна к соседским ухаживаниям. Сцена их секса в автомобиле приводит в недоумение: вроде сама напросилась, а трахается - будто с телеграфным столбом. И то ей не так, и это не эдак. Так чего же ей надо? Впрочем, лучше задаться вопросом, что надо авторам фильма. А им, похоже, надо было любой ценой изобразить безутешную трагедию с летальным исходом.
Положение "Лёни" очень сходное. С той лишь разницей, что вместо "нелюбви к супругу" здесь - "нелюбовь супруга". Это, на самом деле, мало что меняет. Как пелось в одной старой бодрой песне: "Новая встреча - лучшее средство от одиночества". А тут как раз мечта сбывается, и Лёне на работе обламывается юное очаровательное создание, выгодно контрастирующее с женой-стервой. Тут бы Лёне и попытаться доказать, что он не "не мужчина". Ничего подобного. Надо видеть, с каким выражением лица благодарит он юное создание за сеанс совокупления: если бы в Голливуде выдавали Оскар за самую кислую морду, у Лёни не было бы конкурентов. В который раз Мендес заводит старую не-бодрую песню "На тебе сошёлся клином белый свет", свойственную вовсе не психологическим фильмам, а скорее дешёвым мелодрамам.
Психологическое неправдоподобие - это ещё пол-беды. Куда очевиднее неправдоподобие сценарное. Прямо-таки режут глаза три странных факта, на которых, по сути, и основан сюжет:

1. Вышеупомянутое бегство в Париж. Если ты мужа за лицо мужеского полу не можешь принять "при всей фантазии", если твои дети были ошибкой, то чем тебе, красавица, может помочь Париж? Как говорили в одном старом бодром фильме, в таких случаях путешествуют даже не в разных каютах, а в разных океанах. "Дорога" же, вопреки элементарной логике, пытается зажать героев тисками, как ботинок и отклеившуюся подошву.

2. Авторы считают зрителей настолько тупыми, что для пояснения бесперспективности парижской одиссеи и прочих лёне-катиных нестыковок запускают в фильм психа. Видите ли, ему врач рекомендовал общение, хотя достаточно беглого взгляда, чтобы понять: врач ну просто о-очень погорячился. То есть этому парню общение на самом деле строго противопоказано. Ну да Бог с ним, с врачом. Главное, такой грубейший искусственный приём оставляет впечатление развесистой фальши.

3. Фантастический карьерный скачок Лёни. Он, видите ли, под воздействием парижских надежд родил шедевр - что-то там такое судьбоносное про учёт и контроль, и его в одночасье сделали чуть ли не топ-менеджером. Надо ли объяснять, что подобное случается разве что в сказках (про Золушку-Лёню). В реальности же среди причин, продвигающих на вершины карьеры, вдохновение значится на одном из последних мест. Кстати, и самим авторам фильма это хорошо известно: недаром Лёня, характеризуя своего босса, говорит, что у того "вместо мозгов - мускул". Вот как раз мускула-то у Лёни не наблюдается совершенно. Сидеть ему в клерках до самой пенсии.

Если и есть в этом фильме что-то убедительное, то только тема абортов. Финал драмы не мешает посмотреть тем, кто ратует за "средневековые" запреты. Очень наглядная "агитация" получилась у Мендеса и Уинслет. В остальном же игра Кейт кажется плоской и неубедительной (впрочем, тут "помог" сценарий). Не лучше обстоят дела и у ДиКаприо. Он вполне профессионально изображает гнев, ласку и проч., но единый образ из этого не склеивается. Но лучше всего характеризует Лёню, как актёра, финальная сцена фильма, в которой отец семейства с нарочито-скорбной миной на морде выгуливает любимых чад (по-прежнему оставленных за скобками - видимо, чтобы ничто не отвлекало зрителя от лицезрения бездонной отцовской нежности). И не стыдно было режиссёру, снявшему когда-то "бьюти", лить такие карамельные сопли?
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments