Легендарность личности часто служит поводом для пристрастного отношения к тому, что она делает, то же случилось и с Алленом – говорить о нём плохо если и не считается признаком дурного тона, то уж точно показателем плохого вкуса или неспособности понять замысел гениального режиссёра. Гениального – a priori.
Тем не менее стоит взглянуть на последний фильм Аллена «Вики Кристина Барселона» беспристрастно, так, как будто снял его не Вуди Аллен, а кто-то другой. Конечно, полностью абстрагироваться едва ли получится, потому что режиссёр в своих работах узнаваем. И даже если он не присутствует в фильме собственной персоной, то один из героев, будь то женщина или мужчина, оказывается на него похожим – разумеется, не внешне, а способом выражения идей.
Главные героини, привлекательная и строгая в отношении к себе Вики (Ребекка Холл), по сути, и являющаяся рефлексирующим прототипом самого Аллена, и волоокая нимфоманка Кристина (Скарлетт Йохансонн) отправляются отдохнуть в Барселону. Вики помолвлена, она считает, что любит своего будущего мужа (Крис Мессина), весёлого неглупого парня с хорошей работой. Кристина, напротив, свободна от каких бы то ни было обязательств и смотрит на каждого мужчину, как на потенциального партнёра в постели. Она не лишена романтичности и некоторой страдальческой надломленности в духе Чайльда Гарольда, хотя за всем этим скрывается не более чем подростковая незрелость.
Одним тёплым летним вечером к Вики и Кристине подходит местный художник-плейбой, горячий испанец Хуан Антонио (Хавьер Бардем). Без долгих прелюдий он предлагает (впрочем, довольно галантно) отправиться на его самолёте в Овьедо и заняться втроём любовью. Вики возмущена – и дело не только в том, что она помолвлена, предложение Хуана кажется ей откровенно безнравственным. Кристина, наоборот, не прочь, и, похоже, ей для этого даже не надо лететь в Овьедо, она готова возлечь с художником немедленно. Тот факт, что он художник, к тому же с трагическим любовным опытом, содержание которого раскрывается по ходу фильма, придаёт ему в её глазах дополнительный ореол романтичности. Вообще персонаж Кристины очень точно передаёт образ современной легкомысленной девушки с обострённым романтическим бредом – образ крайне распространённый.
Несмотря на протесты Вики, все они в конце концов летят в Овьедо. Погуляв по местным достопримечательностям и выпив вина, Хуан с Кристиной уединяются. Она забавно кокетничает с ним, изображает из себя капризную принцессу, говоря, что не знает, переспит ли с ним, поскольку её настроение может изменить любая мелочь. Хуан спокойно смотрит на неё, как слон на муху, и отвечает: «Всё ясно», ни секунды не сомневаясь, что переспят они по-любому. Но, по иронии судьбы, он оказывается близок не с ней, а с её подругой Вики.
В дальнейшем в поле действия появляется бывшая жена Хуана Антонио (Пенелопа Крус), тоже художница, натура страстная и слегка безумная (однажды на почве ревности она пыталась убить мужа). Возникает сложный любовный пятиугольник, и составляющий основной сюжет.
Фильм от начала до конца приправлен лёгким ненавязчивым юмором в характерном стиле Аллена, события разворачиваются не спеша и сопровождаются добродушным голосом за кадром. Функция этого сопровождения не совсем ясна, так как оно озвучивает в точности то, что изображено в соответствующий момент в кадре. Актёры, как и обычно в фильмах Аллена, предельно точно исполняют свои роли, детально отыгрывая все нюансы, которые предполагает поведение персонажа в той или иной ситуации. Форма гармонирует с содержанием, стиль выдержан от начала до конца.
Однако назвать фильм чем-то большим, чем очередной качественной комической зарисовкой, камерной постановкой обыденных ситуаций, будет едва ли оправданным. «Вики Кристина Барселона» не претендует ни на оригинальность, ни на новизну художественных образов и способа повествования. Картина предназначена в наибольшей степени для поклонников манеры Аллена, тех, кого радует уже сам факт выхода новой работы любимого режиссёра. А тем, кто поклонником не является, предлагается оценить отличную актёрскую игру и юмор, если конечно вялотекущее повествование не вызовет Морфея раньше, чем прозвучит первая смешная шутка.
Community Info