Васятка (babr) wrote in drugoe_kino,
Васятка
babr
drugoe_kino

Categories:

Размышления о фильме "Апокалипсис сегодня" (режиссер. версия) / "Apocalypse Now Redux"

Размышления о фильме "Апокалипсис сегодня" (режиссер. версия) / "Apocalypse Now Redux"


Данный текст, не рецензия в полном смысле слова, а моя попытка осмыслить, собрать воедино тот комок эмоций, и впечатлений, который возникает у меня каждый раз при просмотре фильма "Апокалипсис сегодня". Я хочу предложить ВАМ, точно так же как было с размышлениями о фильме "Лабиринт Фавна", поговорить об этом фильме.

Я смотрел этот фильм несколько раз, помню, один раз я случайно наткнулся на его показ в 12 ночи - дико хотелось спать, но фильм затянул, и я, борясь со сном, но боясь пропустить хоть кадр, досмотрел ночью весь фильм, сам не понимая, что же меня так притягивает в этой military-истории о далекой для меня вьетнамской войне, которую вели не мы, которая в нашей стране и сознании вобщем-то и не оставила никаких трагических или иных эмоциональных привязок.

Вообще, вьетнамская война для нашего зрителя во многом интересна, я думаю, только потому, что романтизирована и интересно описана в американских фильмах. Опять же вспоминается всенародно любимый "Рембо" - где показан ветеран вьетнамской войны, да и удивительный "Форрест Гамп" тоже хлебнул на этой войне и страха, и потерь. Вот собственно, что нас связывает с вьетнамской войной на уровне ощущений, я думаю. Так что для нас вьетнамская война - часть американской истории, к нам отношение имеющая довольно опосредовано.

А вот гляди ж ты - я не отрываясь просмотрел всю режиссерскую версию от начала до конца. Ночью. А утром надо было на работу. А я сидел и смотрел.
И не смог объяснить себе на утро - почему? Потому. Потому что снято талантливо, потому что действие фильма преподнесено в гипнотизирующей манере, потому что постоянно - тайна, недоговоренность, страх опять же. Но и все? Это все что можно было бы сказать об этом фильме? Как-то я с такой постановкой вопроса смирится не мог. Потому что если бы дело только в талантливости, гипнотизме и хороших актерах - то могли бы снять так же какойнить боевик, что называется "на один просмотр". Посмотрел и забыл. Только эмоциональное впечатление остается - яркое, но нечеткое.

А тут - целые образы, кадры, ракурсы, музыка - все осталось со мной, и всплывало в памяти легко, а отпускало с трудом. Такое со мной было только один раз - когда я так же, ночью, случайно включил "Весна, лето, осень, зима... и снова весна" Ким Ки Дука - так же затянуло, и так же вспоминались и кадры, и музыка. Но Ким Ки Дук - совсем другое дело.

Да, конечно, зрелищности фильму хватает с избытком, одна полета вертолетов под Вагнера, и дальнейшие сцены боя чего стоят. Да и во остальном фильм - чем дальше тем больше - сюрреалистичен. Полусумасшедший полковник Килгор, помешанный на серфинге и любящий запах напалма по утрам; затерянная в джунглях колониальная плантация французов, которых выбили давным давно из Индокитая те же вьетнамцы; совершенно сюрреалистичная сцена у моста Дананг (кажется так) - со сходящими целыми взводами с ума солдатами, обломками вертолетов, врывами, стрельбой, теменью... Да все это очень важно, и интересно. Но мне важно было понять главных героев. Почему Куртц залез так далеко в джунгли, почему из образцового военного превратился в кровожадного тирана? Но более интересно - почему капитан Виллард, который явно симпатизирует полковнику, т.к. понимает его, почему же капитан все-таки убивает Куртца? И почему не становится на его место - новым Богом?

Долго я не мог разобраться в этом фильме, несколько раз пересматривал, пока не наткнулся на этот фильм в переводе Гоблина. Я не берусь оценивать профессионализм Дмитрия Пучкова (aka Гоблин), но могу сказать одно - его перевод позволил мне ЛУЧШЕ понять и прочувстовать основные моменты фильма. Узловые моменты. В официальном переводе ряд моментов были или опущены - не переводились некоторые тексты, которые просматривал Виллард, например, или так смягчены, что смысл или ускользал, или искажался на мой взгляд.

Первое, о чем я подумал, недавно пересмотрев во очередной раз фильм: полковник Куртц, по сути - полевой командир. Будь оно у нас, в Чечне, и воюй он на стороне чеченцев - никого бы не удивило. Там такая "куртцовщина" сплошь и рядом была.
Куртц переступил грань доступного и приемлемого желания. Эту грань наверно, каждый командир в какой-то момент чувствует. Чувствует, но не переходит. Не все, смею надеться. Эта грань - ощущение себя Богом, вседержителем душ, решающим, кому жить, а кому умереть.
Кто такие профессиональные военные по сути своей? Это легитимные убийцы. _ЛЕГИТИМНЫЕ_УБИЙЦЫ_ Вопрос в том, кому они служат - себе или своей стране? А если своей стране - то в чьем лице? Страна отдает им приказы через начальников. А что же мешает начальникам, командирам разбежаться и захватить феодальную власть над какой-нибудь частью страны в которой они воюют? Ответ - общность. Некая общность, которая имеет разные названия - "страна", или "родина", и такие понятия как "долг" и "честь". Очень важно запомнить про эту "общность", за рамки которой вышел Куртц. Мы к этому вернемся чуть погодя.

Куртц говорит капитану Вилларду о том ужасе, который пережил. Он рассказывает историю об отрубленных детских руках. И слушая этот монолог, я понял, что Куртц - боится. Очень боится. Очень-очень-очень боится. И забрался о далеко в джунгли именно от страха. Он был образцовый военный. И он считал, что должен выполнять приказы. Хорошо выполнять. И он задумался - как он может выполнять задачи, если стойкость людей, против которых он воюет превышает его собственную. Если они могут вынести тот ужас, который он выдержать не может. И он решил, что нужно стать таким же жестоким и переступившим порог морали - тогда и он сможет вынести этот ужас. И сможет выполнять поставленные задачи. И тогда - поняв это - он снова стремится во Вьетнам, потому что не может допустить, что он проиграл вьетнамцам - этим тихим, маленьким людям. Проиграл не в военном отношении, а морально - он оказался слабее них. Потомственный выпускник Вест-Пойнта, нет, он не мог этого допустить никак. Поэтому он и пошел в десантуру! В 38 лет! Вы себе представляете что такое пойти в десантуру почти в 40 лет? Там молодые-то не все выдерживают.
И он возвращается. Возвращается чтобы победить. И побеждает. Действуя безжалостно. Так же как действуют его противники. Он идет все дальше, действуя безжалостно, неумолимо. И фактически становится "полевым командиром" - то есть его люди подчиняются только ему. И только ему. А он - формально - подчиняется вышестоящему начальству. Но лишь формально.

И все это время он боится. Боится. Очень боится. Очень сильно. Им просто-таки владеет ужас. Ужас того, что он творит, и как далеко он должен зайти, чтобы покорить не боящихся смерти вьетнамцев. И подсев, вероятно, на адреналин, он идет дальше и дальше и дальше. И убивает, убивает, убивает. В надежде преодолеть свой страх. И не содрогаться больше при виде ужасов войны. И стать сильнее вьетнамцев.

Но вот он забрался в глубь страны, провел блестящую операцию. И что? И его не поняли. Никто его не понял - ни родные, ни начальство, никто.
Он остался один. Один на один со своим ужасом. Куртц-то думал, что обопрется на эту "общность", которая отдает ему приказы в лице командиров - и тогда не будет так страшно, ведь коллективная ответственность размывается в сознании человека, и перестает быть давящей. А этого не произошло. Его начальники не захотели спускаться в подвалы средневековой жестокости и тотальной войны. Они не поняли его, и сами ужаснулись его действиям. Или просто убоявшись "общественного мнения" решили откреститься от слишком жесткого полковника. Крови во Вьетнаме много пролилось, но Куртц действовал явно, заметно, да и сам он был фигурой яркой - шутка ли в 40 лет придти в десантуру. Так что его действия были наверняка навиду у всех. Многие следили за ним. И шум был большой.

Со временем, видимо, страх стал для Куртца чем-то привычным, вроде как хроническая боль - болит, но уж привык, и почти не мешает. Но в душе появилась гниль. Он стал гнить изнутри. Гнить, потому что изначально - как человек, вцелом, по своему воспитанию, образу мыслей, внушенным с детства внутренним правилам - он не из каменного века, он - из XX века - века гуманизма, века цивилизации, морали, этики, эстетики.... А тут - война в самом ее древнем смысле - на полное и безоговорочное уничтожение - если не физическое, то моральное, так точно.

Вьетнамцам есть от чего стать фанатиками - они защищают свою родину, и что важнее - они включены в ИДЕЮ - идею коммунизма. А у Куртца ничего такого нет, та "общность" на которую он расчитывал, его не поддержала, и осталось ему только стать в, некотором роде, "сверхчеловеком" по Ницше - подняться НАД своей цивилизацией, над привитой с детства идее гуманизма, равенства, главенства и ценности личности.
Вьетнамцам подниматься особено не над чем было - они в то время на задворках мировой цивилизации находились (да и сейчас пожалуй) - их главная ценность, это жизнь семьи, жизнь собственная, и ИДЕЯ - которая неотделима от самой страны - от коммунистического Вьетнама.

Фильм показывает, как дикари (образно говоря) вооруженные фанатичной идей, и припертые к стенке (куда отступать-то? позади Вьетнам) оказываются сильнее цивилизованных людей, понимающих, что все в мире относительно, и что на идее коммунизма список идей не заканчивается. И именно в этот релятивизм, в это осознание "относительности" всех идей, как в невидимую трещину, война и вбивает клин, все глубже и глубже расшатывая психику "цивилизованных" людей. Потому что они, обладая бОльшей образованностью, и способностью оценивать свои и чужие действия с разных точек зрения, в конечном счете, гораздо чаще задают себе вопрос - ЗАЧЕМ?. Зачем все эти зверства, и что вообще Америка забыла в этих покрытых джунглями землях, очень далеко от благословенных равнин Среднего Запада, и Америки вцелом. Вьетнамцы - за счет большей внутренней примитивности - оказываются более цельными, и именно это дает им ту силу и волю, которой так восхищается, и которая так ужасает Куртца.

Кстати, в Куртце все - по Фрейду. Нас часто пугает то чего мы хотим, и часто притягивает то, что пугает. Боязнь жизни, есть боязнь смерти, и наоборот. Куртц, и Виллард - боятся не только смерти, они боятся и обычной "нормальной" жизни - они ее попросту забыли. Они умеют убивать. И делают это хорошо. Лучше всего остального. И они уже подсели на адреналин, на страх, и в то же время, Виллард по крайней мере, понимает, что это не есть нормально, что этот путь никуда не ведет. А остановится уже почти не возможно. Куртц - не смог.

А Виллард - остановился. Сделал попытку по крайней мере. Сделал Выбор - убив Куртца, и что самое главное - отказавшись потом стать новым Богом. Вот только что с ним станет, когда он вернется по реке обратно, что он себе надумает пока будет плыть обратно? Тут неясность. Ибо обреченность есть в нем. Фильм не дает нам четкого ответа - справится ли Виллард с собой? Мне лично хочется верить, что он не вернется обратно - в Сайгон, да и в Америку вообще, а по пути остановится у французов, и останется с ними. Это было бы, на мой взгляд, самое правильное. А они бы его приняли, я уверен - им хороший боец нужен. Да и дамочка там его ждет. Надеюсь, так все и было.

----------------------------------------------------------------------
Еще пару слов, что хотелось бы отметить. О чем я думал при просмотре:

Что я видел в конце фильма - когда Виллард таки добирается до Куртца: я увидел двух людей, которые отлично друг друга понимают. С полувзгляда, им даже зачастую говорить не надо. Они очень, очень-очень похожи. Почти близнецы внутренне. Только один - Виллард - еще не переступил границу морали и безумия, не стал безумцем окончательно, как Куртц. Но Виллард близок к этому в начале фильма, и свм видит эту границу явственно. Он уже не может без войны. Без крови, адреналина, четкой ясности - кто друг, а кто враг, и что надо делать.
Убив Куртца, он делает выбор. Каким ему быть. Куда идти. Он убивает полковника Куртца в себе. Безумие в себе. Нарождающееся, еще на ставшее всеобъемлющим - но уже существующее, явственное, осязаемое - то которое мы видим в начале фильма - когда Виллард мается на гражданке, и спивается, желая, мечтая о задании.

И еще - плывя по реке на встречу Куртцу, Вилладр видел, что можно жить вдали от цивилизации, не становясь кровожадным дикарем: это, по-моему, ему показали французы, которых он встретил. У них каждый день - битва за выживание, но в этой битве они не разрушали, а созидали, противостоя всем тем, кто хотел им смерти. Они созидали на своей земле, и делали эту землю своей. А Куртц разрушал. И дрался ради драки. Убивал ради убийства, чтобы преодолеть свой страх. The Horror... The Horror...

ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!
Монолог Куртца про отрубленные детские руки:
Я видел ужасы ужасы, которые видел и ты. Но у тебя нет права называть меня убийцей. Ты можешь убить меня, у тебя есть на это право. Но у тебя нет права судить меня. Человеку невозможно объяснить словами, что такое необходимость, если он не знает, что значит ужас. Ужас. Ужас имеет своё лицо и ужас должен стать твоим другом, иначе он станет твоим врагом, которого ты будешь бояться злейшим врагом.

Я помню, когда я служил в специальных войсках кажется, это было тысячу веков назад мы пришли в одну деревню, чтобы вакцинировать детей от лихорадки. Мы сделали это и ушли, но какой-то старик побежал за нами, он плакал и не мог толком ничего сказать. Мы вернулись в деревню, и увидели, что они пришли и отрубили все руки, в которые делались прививки. Они лежали в кучке кучка маленьких детских рук. И я помню я я плакал, я рыдал, как какая-нибудь старуха. Мне хотелось выбить себе все зубы, я не знал, что мне делать И я хочу помнить об этом. Я не хочу забывать об этом. И тогда я понял как будто в меня кто-то выстрелил, выстрелил алмазной пулей прямо мне в лоб. И я думал: боже мой, это гениально. Гениально. Воля, чтобы сделать это — совершенная, кристально чистая. И я понял, что они сильнее нас, потому что они могли вынести это. Это были не монстры, это были люди тренированные кадры. У них были семьи, у них были дети, их сердца были полны любви но у них была сила — сила, чтобы сделать это. Если бы у меня было десять дивизий таких людей, наши проблемы здесь закончились бы очень быстро.
Нам нужны люди, обладающие высокой моралью, но в то же время способные мобилизовать свои первобытные инстинкты и убивать без чувства, без страсти, не пытаясь судить не пытаясь судить. Потому что именно желание судить приводит нас к поражению.

Если разобраться беспристрастно - то какой типаж описывает Куртц в этом монологе? Ничего не напоминает?
Мне лично слышится отголосок речей Геббельса: "мы должны быть безжалостны к тем, кого обрекаем на тотальное уничтожение!". В нацистской Германии тоже внушали солдатам - особенно в СС - что нужно делать грязную работу по уничтожению недочеловеков, и при этом оставаться образованными, корректными, воспитанными людьми - по отношению к тем, кто "свой", кто ариец, кто чист. Достаточно много известно о том, что многие коменданты концлагерей любили классическую музыку, хорошее общество, были в большинстве своем образованными людьми - но это не мешало им творить зверства в стенах концлагеря.

Опуская национал-социалистическую составляющую, на мой взгляд, именно о таких людях и говорит Куртц: "Это были не монстры, это были люди тренированные кадры. У них были семьи, у них были дети, их сердца были полны любви но у них была сила — сила, чтобы сделать это. ... Нам нужны люди, обладающие высокой моралью, но в то же время способные мобилизовать свои первобытные инстинкты и убивать без чувства, без страсти, не пытаясь судить не пытаясь судить. Потому что именно желание судить приводит нас к поражению."
И кто это говорит? Представитель одной из стран-победительниц Гитлеровской Германии! Действие фильма - 1969 год - 24 года прошло с момента Победы - и вот что слышится с экрана, от боевого генерала демократичнейшей из стран, противостоящей (в то время) "империи зла" - СССР.

Что хочет сказать этим Коппола? Я думаю - только одно: на нас цивилизация тонким слоем лежит, поскреби чуток ногтем - и вылезет древний человек с не необузданными желаниями и страстями, неведующий ни этики ни морали, руководствующийся правом сильного.
И на это сползание к каменному веку обрекаются граждане страны, ратующей за права человека, главенство закона, демократию, наконец, во всем мире.
По сути - Коппола выдал этим фильмом свой приговор тогдашней президентской администрации, да и нынешней наверно тоже. Уже тогда - в этом фильме , на мой взгляд - проскальзывает тема двойных стандартов. Когда - если надо - то можно "огнем и мечем" искоренять все живое, а когда выгодно - трубить про права человека и прочее.
Я не стремлюсь осудить Америку, и ее политику (и политиков), я лишь пытаюсь понять режиссера, пытаюсь понять - ПРО ЧТО снят этот фильм, и чем же он так увлекает многих и многих зрителей вот уже почти 30 лет подряд.

Другая мысль, которая пришла мне в голову, и показалась интересной: можем ли мы представить себе ситуацию, описанную в фильме, но произошедшую с нашим, русским полковником? Где-нибудь в Чечне, во время недавних войн там? Я бы сказал - почему бы и нет? Есть сомнения конечно - не тот у нас характер. Но чем черт не шутит. Одного такого "русского Куртца", образно говоря, изобразили не так давно в фильме "Охота на пиранью". Только наш Куртц - не военный, он - барин. Умными идеями не заморачивался, и совестью не мучался.

На мой взгляд, фильм "Апокалипсис Сегодня" - о величайшем искушении властью. Дьяволском искушении в буквальном смысле слова.
Куртц, говоря языком средневековья, продал душу дьяволу. И дьявол поселился у него в душе, разъедая ее. Виллард был на пути к тому же, но что-то правильное, гуманное в нем возобладало - он еще не успел перейти черту паранойи, и это-то его и спасло, если можно так сказать в данном случае. Именно поэтому убив Куртца он уводит с собой Лэнса, и идет на катер, а затем вызывает бомбардировщики. Кстати говоря, в одной из версий своего фильма Коппола хотел завершить его на сцене поклонения новому Богу - Вилларду - после убийства Куртца. Но не стал этого делать. И слава богу на мой взгляд. Должен быть хоть какой, хоть призрачный шанс на спасение Вилларда. Спасения его души прежде всего. Он сделал Выбор. И это главное.



Дамы и господа! Данные текст не окончателен, и я не считаю его истиной в последней инстанции, поэтому ОЧЕНЬ буду признателен вам за ваше мнение о фильме, если вы его выскажете тут в комментариях. Особенно мне интересно было бы узнать ваш взгляд на героев этой картины - кто тут кто, кто какой на ваш взгляд? Кто злодей? И кто хороший? Если конечно на ваш взгляд в этом фильме есть таковые.

Я сам еще не до самого конца понимаю фильм, но очень хочется понять. И насколько я знаю по опыту моих предыдущих рецензий - в комментариях люди порой совершенно гениальный вещи пишут, которые просто поражают меня своей глубиной, прям апплодировать хочется.

Так что дискуссия приветствуется!



кросс-посты:
kinoclub
ru_kino
drugoe_kino
kultovoe_kino
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments