Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Categories:

"Письма с острова Иво Дзима" (2006, реж. Клинт Иствуд)

"Письма с острова Иво Дзима*" второй фильм Клинта Иствуда про битву за маленький японский остров после картины "Флаги наших отцов". В первом фильме битва показана глазами американцев, во втором — японцев.

То ли так действует мода на Японию и вообще на экзотику, то ли драматический накал в "японской" части был намного выше, но "Письма" меня тронули намного сильнее. Хотя, в принципе, оба фильма про понимание героизма, оба показывают войну без прекрас и без преувеличений, как есть... как было.




"Флаги наших отцов" повествуют о послевоенной судьбе трёх рядовых, водрузивших флаг на вершине горы Сурибати, высшей точке острова Иво Дзима. Эту сцену запечатлел фотограф Джо Розенталь. Рядовые мгновенно сделались национальными героями Америки, а фотография стала национальным символом (Розенталь потом получит за неё Пулитцеровскую премию). События на бесконечных приёмах, торжественных речах и встречах с "нужными людьми" чередуются флэшбэками, воспоминаниями о самой битве, об ужасе первых часов высадки, о погибших боевых друзьях. В целом же сам фильм наводит на рассуждения о том, кто же такие "герои"? Кто имеет право носить такое звание? Имеет ли оно само по себе вообще смысл? Зачем нужны герои нации? Сами герои фильма отвечают на этот вопрос очень по-разному, и не только словами.



Действие фильма "Письма с острова Иво Дзима" словно зеркальное отражение "Флагов". Основное действие идёт как раз во время битвы с краткими воспоминаниями героев о мирной жизни. Тема же развивается совсем под другим углом — где отличие между героизмом, патриотизмом, высоким боевых духом и всем тем же, но с приставкой псевдо-. Как понять обычному солдату, исполняет ли он свой долг или является заложником чванства, жестокости да и просто глупости старшего офицера? Как поступить — умереть с честью или отступить, но сражаться дальше? (Надо сказать, не простой вопрос для традицонной военной японской морали.) Герои "Писем" занимают очень разные позиции по этому вопросу. Большинство офицеров из старой гвардии привыкли к смерти настолько, что уже не ценят жизнь ни свою, ни чужую. Единственно верным они считают пойти в бесмысленную, но почётную бонзай-атаку. Гибнут сами, губят людей. За зря. Совершенно другим перед нами предстаёт генерал Курибаяси, главнокомандующий обороной острова. (Блистательно исполненный в картине Кеном Ватанабе).


Прибывая на остров первым делом он пресекает бессмысленную жестокость, направленную якобы на поддержание выского воинского духа, и бессмысленную работу на износ. Вообще, осмысленность — это вторая тема фильма. Почему? Зачем? Многие герои не задумываются, действуют по-старинке или "как все". Но война такого не прощает. Именно потому Курибаяси действует в разрез с Уставом и старогвардейскими привычками. Он понимает — зачем! Не выполняет приказ, не старается погибнуть с честью, но исполняет свой долг. Остров Иво Дзима — последний остров на пути американцев к Японии и возможность для американских ВВС бомбить японские города. Защитники острова обречены, но день, неделя, месяц задержки противника — это время для родных и близких без кошмара и ужаса войны. Именно поэтому Курибаяси бережёт людей, отсутпает, но задерживает, истощает противника, заманивает в ловушки. Они продержались месяц и это была единственная битва за всю историю войны, где армия США понесла большие потери, нежили армия Японии (несмотря на техническое и численное превосходство — более 100 тысяч со стороны США против 20 тысяч с японской).

Другой герой картины, рядовой Сайго, — простой провинциальный паренёк, бывший пекарь. Говорит что думает, под пули зря не лезет, изворачивается, как умеет чтобы выжить и вернуться домой к любимой жене и новорожденной дочке. С самого прибытия генерала Курибаяси Сайго буквально боготворит его, восхищаясь и характером, и отношением к солдатам, и знанием военного дела, и... американским пистолетом с рукоятью из слоновой кости. И, как бы случайно, генерал не раз спасёт рядовому жизнь. Как бы случайно. Как бы случайно рядом не разрывается снаряд, как бы случайно не удаётся дезертировать, и это спасает ему жизнь. Очень много случайностей. Война вообще показывается как набор случайностей. Чаще трагических. Но бывают и те, кому действительно везёт. Только понятно, чтобы вот так везло, надо действительно очень любить жизнь и хотеть выжить. Сайго как раз из таких. А пока, в перерывах между боями, он пишет письма домой, простые и трогательные, не зная, дойдут ли когда-нибудь они по назначению, или нет.


В прочем, письма, на острове пишут все — и рядовые, и офицеры, и генералы. За месяц боёв на острове в штабе накопится изрядный мешок неотправленных писем, которые, наряду с другими документами рядовому Сайго будет приказано сжечь. Но нет... Через десятки лет эти письма всё же расскажут, пусть и не адресатам, а уже нам, живущим, о последних мыслях и чаяниях защитников острова.

Есть ещё одна очень сильная сцена в фильме, где полковник Ниси (реальный исторический персонаж, барон, кавалерист, победитель Олимпийских игр в Лос-Анжелесе в 1932)


зачитывает своим бойцам письмо с тела мёртвого американца, письмо от его матери. И становится ясно, что никто ничем не отличается, что и с одной и с другой стороны такие же люди, которые всего лишь стараются "поступать правильно, просто потому что это правильно".

***

Клинт Иствуд снял очень сильную военную картину, практически точно воссоздав весь ход сражения и приготовления к нему. Тем не менее, главное в этой картине отнюдь не сцены сражения, коих много и по своему воплощению которые, безусловно, заслуживают всяческого восхищения. Взгляд режиссёра сфокусирован на минутах затишья — кто, где, как себя ведёт, о чём думает, мечтает, к чему готовится, с чем соглашается или чему противится, как стремится выжить или умереть. В фильме очень тонко прописаны характеры персонажей, до мелочей, до нюансов и полутонов. Многое читается и понимается как бы между строк — по жестам, взглядам, паузам. Впрочем, это вообще характерно для японской культуры в целом — Иствуду просто удалось это показать.

Фильм номинировался на "Оскар" как лучший фильм, взял много призов на международных фестивалях, в том числе приз Японской Киноакадемии как лучший иностранный фильм 2008 года.

А продюсировал фильм, кстати, не кто иной, как Стивен Спилберг.



Ссылки:
"Письма с острова Иво Дзима" на imdb.com (eng) >>>
История битвы за остров Иво Дзима на русской википедии (рус) >>>
История битвы за остров Иво Дзима на английской википедии (eng) >>>
Сайт с фотографиями военных лет и краткой историей битвы и людей, принимавших в ней участие (eng) >>>
Анимированная история битвы за остров Иво Дзима (рекомендую!) >>>
Интервью с Клинтом Иствудом (eng) >>>

__________________________________
*возможна также транскрипция Иводзима, Иодзима. В настоящее время остров переименован в Иото.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Community