www_burroughs (www_burroughs) wrote in drugoe_kino,
www_burroughs
www_burroughs
drugoe_kino

Смерть в Венеции/Франция,Италия/1971/Реж: Лукино Висконти



Режиссёр Лукино Висконти
Продюсер Лукино Висконти
Автор сценария Лукино Висконти, Никола Бадалуччо
В главных ролях Дирк Богард, Сильвана Мангано
Оператор Паскуалино Де Сантис
Композитор Густав Малер
 
«Смерть в Венеции» — кинофильм-притча итальянского режиссёра Лукино Висконти, вышедший на экраны в 1971 году . Экранизация новеллы 1913 года Томаса Манна. Приз МКФ (Канн) (1971).
Переживающий духовный и творческий кризис композитор (в книге — писатель, профессия была заменена режиссёром) Густав фон Ашенбах приезжает отдохнуть на курорт Лидо близ Венеции. Однако покоя здесь он не находит, привлечённый красотой молодого Тадзио, отдыхающего в Лидо с семьёй. Тем временем, под задувание сирокко в Венеции распространяется эпидемия холеры (скрываемая от гостей города). И в эти дни композитор вспоминает важнейшие моменты своей жизни, оценивает и переоценивает их заново. Но болезнь добирается и до него...


Совершенно напрасно некоторые искушённые кинозрители навесили на этот фильм ярлык гомоэротического приключения в духе набоковской Лолиты, представив композитора Густава фон Ашенбаха, вожделённым плотскими утехами Гумбертом.
Рассматривая образ грациозного юноши-поляка, в которого якобы влюбляется Ашенбах, нельзя не отметить ангелоподобную андрогинную внешность подростка, а известно, что ангелы не имеют пола. Стареющий композитор, приехав в Венецию, жемчужину европейского искусства, впервые сталкивается с неведомым ему до селе чувством прикосновения к живой неискусственной красоте. В тот же самый момент, как он впервые видит юношу, он испытывает озарение и вдохновение, сопоставимое по силе и возможное лишь от созерцания истинной абсолютной красоты, имеющей божественное происхождение. И в тот же самый момент внутри него умирает искусство "искусственное", созданное человеком, то, чем он занимался на протяжении всей своей жизни, то, во что верил и что лелеял.
И Ашенбах начинает его преследовать по закоулкам бесконечно красивой Венеции, наблюдать за ним на пляже, где он играет с другими подростками, вслушиваться в игру мальчика на пианино, но так и не решается познакомиться. Ещё в самом начале, озарённый испуганный, он пытается бежать из Венеции, вернутся назад в Мюнхен, но счастливая улыбка расползается по его лицу от предвкушения возвращения, когда на вокзале он узнаёт, что багаж по ошибке отправлен в другом направлении и придётся ждать отсыла назад. От красоты и смерти не убежать. Его судьба предрешена.

"Кто увидел красоту воочью, Тот уже отмечен знаком смерти", - писал Платон. В этих словах, - говорил Висконти, - и заключен главный смысл его фильма."

Его влечение к мальчику абсолютно платоническое, не предполагающее никакого контакта ни в воображении, ни в реальности. Это влечение к абсолютной красоте, а абсолютная красота для Ашенбаха - духовна, любое проявление чувств и желания разрушают её моментально и непоправимо, потому что это проявление порока, а порок и духовность понятия не совместимые. Лишь раз, он, боясь нарушить эту заветную грань, после которой красота рассыпается как пепельный остов сгоревшего творения, прикасается к чёлке мальчика, трепетно, самозабвенно, как истинно посвящённый. Точно также, в своих воспоминаниях, приходя к проституке в бордель, он также лицезреет ангельскую неземную красоту и точно также, не в силах дотронуться, как ошпаренный бросается вон - это предощущение будущего столкновения с абсолютной красотой, это путешествие к моменту смерти.
Его посещение гетеросексуального борделя - ещё одно доказательство отсутствия гомосексуальных мотивов в фильме. В этом смысле Висконти провокатор, но какой режиссёр не провокатор, особенно если учесть гомосексуальность автора?
Венеция в фильме - аллегория искусства, созданного человеческими руками, в противовес искусству естественному, созданному Богом, произведением которого является ангелоподобный Тадзио. Преследование Ашенбахом юноши - это попытка поймать ускользающую естественную красоту в лабиринтах искусственной, а параллельно и внутри себя.
На город надвигается эпидемия холеры, предвестник потрясений в виде апокалипсиса Первой мировой войны. Густав фон Ашенбах, тонко чувствующий материю будущего, как любой гений-провидец, пытается предупредить семью юноши, умоляя мать отправиться как можно дальше от опасного места отдыха. Конечно же это попытка спасти юношу от холеры значима лишь в рамках сюжетной канвы фильма, в общечеловеческом масштабе - стремление вырвать найденную естественную красоту из пасти огнедышащих псов войны.
Эпизод с беззубым подвыпившим музыкантом, нагло навязывающим свою игру на гитаре, сидящим в ресторане посетителям, также неслучаен. Он символизирует балаганное примитивное искусство, уводящее мысли и чаяния народа в сторону от надвигающихся проблем, затуманивающее мозги в угоду нужной властям пропаганде. В фильме композитор пытается выяснить истинную причину дезинфекции города и получает лживый уклончивый ответ от фальшивого демиурга. Кидая ему монеты, он небрежно отмахивается толи от этой лжи, толи в знак раздражения от его игры.
Ещё одно свидетельство ощущения им не только музыки, но и провидческого лученосного взгляда через непроницаемый мрак времени в надвигающиеся такое же безпросветное будущие.

Фильм заключает в себе парадокс. Являясь сам по себе произведением киноискусства, он постулирует смерть искусства вообще. Следуя таковой логике, он ставит жирную точку после себя и дальнейшие изыскания в области прекрасного возможны только в отношении природной красоты и поисках божественного. Происходит самоубийство искусства. Об этом говорит и название картины: "Смерть в Венеции". Иными словами смерть в области "прекрасного", смерть "искусства" в "искусстве".
Точно так же, как Ашенбах преображается внутренне, встречая Тадзио, точно так же и мы должны преобразиться после просмотра фильма Лукино Висконти "Смерть в Венеции", который является отправной точкой в путешествии в мир божественного и запредельного, что выходит уже за границы искусства. И когда это происходит, мы умираем.
Картина Висконти подталкивает человек в поиску естественный красоты всеми силами, всеми изобразительными средствами кинематографа, на высшей точке, на пике раскрытия темы происходит самоубийство самой материи фильма. Раскрывается важная философская составляющая картины. Смысл искусства, через собственное самоуничтожение, подталкивать человека к поиску живой красоты в самой жизни, в повседневности, в соприкосновении с окружающей рельностью. Это подчёркивает и разрушение грима, нанесённого цирюльником для омоложения и придания образа мужественности и донжуанства лицу Дирка Богарда, который так потрясающе легко и безгранично гениально сыграл композитора Густава фон Ашенбаха. В момент, когда мальчик отдаляется от береговой линии, погружаясь в безграничную морскую даль, по щеке Густава стекает капля чёрной краски, так похожей, в своей неестественности, на каплю густой чёрной крови...и Густав фон Ашенбах умирает.
 
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Community