Пушкин: “Какая глубина! Какая смелость
и какая стройность!”
“Он не создает историю, он забегает на пару минут в гости”.
Мне интереснее это “на пару минут в гости”, чем то
создание истории, которое я увидел в “Загадочной
истории Бенджамина Баттона”.
"В конечном счёте, Сэм экранизировал не
Йейтса, а кусочек жизни... на развилке".
Каждое из произведений собрано из кубиков.
У каждого зрителя есть те, которым он отдаёт
предпочтение. Фильм “Дорога перемен”
показался мне замечательным во всех отношениях,
я нашёл в нём многие "свои" кубики хорошо сложенными.
Так редко я стал это находить.
Америка, 50-е годы. Показана правдоподобно,
c тонкой стилизацией под фильмы тех лет. Верю.
Семья среднего класса.
ОТНОШЕНИЯ. Кризис. Холод.
ОНА – неудавшаяся актриса, из-за этого страдающая.
Роль матери двух детей её до конца не устраивает.
БЕСПОКОЙСТВО. НЕСАМОДОСТАТОЧНОСТЬ. Болезнь, острее,
современнее которой трудно найти. Радуюсь когда её поднимают, когда о
ней говорят художественным языком.
ОН – в бывшем мечтатель, идеалист. Теперь
конторский служащий. Винтик системы, однако
уже естественно, как рыба в воде чувствующий себя внутри
этой системы, смирившийся с ней.
ЕГО внутренний конфликт. ОН всё ещё презирает отца за то, что он дал целиком проглотить
себя тому многоэтажному чудовищу, в котором теперь ОН сам
Но ОН ещё не крепко прикрученный винтик
ОТЕЦ. Простить и понять его. Для этого проделать трудный путь,
путь серьёзной утраты. О матери ни слова. Она тайна.
Окончание фильма даёт намёк..
У обоих, у Него и Неё ТОСКА. Надломленность.
ОТЧАЯНИЕ. Его cтрашное спокойное течение.
СИСТЕМА – в показе её есть элемент кафкианского гротеска:
“Масса из серых костюмов, живая лава шляп, калейдоскоп
однообразных галстуков. Утром на работу, вечером по домам”.
ЖИЗНЬ – однообразие, пустота, скука. Всё туже стягивающийся
ошейник. Замыкающийся круг.
Продолжение темы великолепной 'Красоты по-американски"
(какая хвала Америки в "Баттоне", дающая повод подумать о заказе,
и какая горечь об Америке здесь. Горечь, боль - высшие проявления
свободного художника.
ОНА – Ева, пытающаяся вырваться из этого мнимого рая,
вернуться в тот самый, настоящий,
потерянный РАЙ, в другой мир, в сказку, пытающаяся
вернуть туда его, своего Адама. Она сделала первый шаг в
деле утрачивания рая, теперь она делает первый шаг в
его возвращении. Она активна. Сильна. Решительна. И всё также
наивна как и та самая Ева.
ОБРАЗ настоящего (потерянного) рая. Париж.
Земля Обетованная.
ПУТЬ к мечте, новое дыхание.
Придумывание другого самообмана.
ВЕРА.
ИГРА. Игра в любовь. Игра в "Париж". И они пускаются
в неё, как дети. Они играют в ПАРАДОКС.
ДЬЯВОЛ. Теперь он искушает ЕГО, с НЕЙ ему уже
не совладать. Деньги, повышение.
“Знаешь, как говорил мой старик... Твой старик мог бы тобой
гордиться” – давление на ЕГО боль. Дьявол – крутой деляга,
бизнесмен. Лукав, хитёр. Стоит у истоков компьютерного мира.
Даёт подумать, обещает подождать.
Тоже исполнен с долей гротеска.
СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК. – Перенесший химиотерапию.
Младший брат Макмёрфи из “Полёта над гнездом...” Выпадающий
из “нормального” мира. Юродивый. Князь Мышкин.
ДЕТИ. Весь фильм они предоставлены сами себе. И только в конце обретают.
Их двое. Как Каин и Авель. Третьему, Сифу не родиться, тому,
от которого происходят все народы”. Cиф – архетип
непорочной человеческой души. “Иногда – сама религия”.
Cифу, непорочной душе, не родиться. Унести с собою мать.к
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ. Как и в жизни
они, другие, играют большое значение. У каждого своя маленькая
история. Некоторые достойны отдельного фильма.
ДЕТАЛИ. При всей неназойливости их подачи,
могу вспомнить несколько, когда в другом фильме,
изобилующем деталями, и ни одной не вспомню.
Любимый жанр: ДРАМА. Ещё одно доказательство того,
что это самое красивое, что может быть в человеческой жизни.
ЧУВСТВА. ЭМОЦИИ. Люди страдают, людям тяжело,
они пытаются преодолеть самих себя, выйти в иное.
Они танцуют, едят, выпивают. Они шутят.
ЛИЦА. Живые, меняющиеся. Благодаря
крупным планам я могу видеть черты, могу видеть
движения душ, отражающиеся прежде всего на лицах.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СЛАБОСТИ. Они влияют на выбор.
В их слабостях я могу видеть свои. Я знаю этих людей.
Они близко. Они словно из моей семьи, из моего города.
ПСИХОЛОГИЯ. На неё акценты.
СОСТОЯНИЯ. Новая сцена – новые состояния.
ТРАГЕДИЯ. Пережитый опыт глубже откладывается
в самосознании. В моём личном опыте их нелегко прожитая
жизнь отзовётся в момент принятия решения.
Добавлю, что разрушая мифы в своей
человеческой камерной истории
Сэм Мэндес и сценарист Джастин Хейс
разрушили миф той “великий любви”, что
была продемонстрирована в “Титанике”.
После “Дороги перемен” это кино, эту
“созданную историю”
cмотреть будет очень трудно.
И берусь утверждать, что и Кейт
Уинслет и Леонардо Ди Каприо
очень сильно выросли с тех пор
как актёры. Особенно Кейт Уинслетт.
Надеюсь, что хотя бы “Чтец” ей
принесёт заслуженную статуэтку.
Revolutionary Road.
Какая глубина. Какая смелость
и какая стройность.
Community Info