AntonTheLawyer (antonthelawyer) wrote in drugoe_kino,
AntonTheLawyer
antonthelawyer
drugoe_kino

Categories:

Мертвец (1995)



“Мертвец” (“Dead Man”)

США/ Германия / Япония, Pandora Filmproduktion, JVC Entertainment Networks, Newmarket Capital Group, 12 Gauge Productions, 121 мин., 1995 г.

В ролях: Джонни Депп, Гэри Фармер, Лэнс Хенриксен, Майкл Уинкотт, Юджин Бирд, Джон Херт, Роберт Митчам, Игги Поп, Билли Боб Торнтон, Гэбриэл Бирн, Гриспин Гловер и др.

Режиссер: Джим Джармуш
Автор сценария: Джим Джармуш


“Глупый долбанный бледнолицый”
(слова индейца Никто, обращенные практически ко всем глупым долбанным бледнолицым)


Молодой застенчивый бухгалтер Уильям Блэйк (Джонни Депп) проезжает на поезде пол-Америки до самых западных ее окраин, где в городке Мэшин, если верить письму в его кармане, Блэйка ждет должность бухгалтера на крупном металлообрабатывающем комбинате мистера Дикинсона (Роберт Митчам). Однако, вопреки ожиданиям, вереница странных и непредвиденных событий приводит главного героя вовсе не к счетной машинке и нарукавникам, а к статусу беглого убийцы, по следам которого идет тройка охотников за головами (Лэнс Хенриксен, Майкл Уинкотт, Юджин Бирд), нанятых тем самым фабрикантом Дикинсоном. Тяжело раненого Блэйка, скрывшегося с места случайного преступления, подбирает индеец по имени Никто, берущий на себя обязанность проводить героя Деппа в мир духов – страну, из которой, по мнению Никто, тот изначально и явился.

Это действительно потрясающее кино. Не покривлю душой – это НАДкино. Оно сначала высосет ваши соки через экран, а потом впрыснет в вас что-то совершенно иное. Так же, как это сделал Никто с Уильямом Блэйком. Здесь сходится все. Все, до мельчайших деталей. Точнейшие образы и актерские партии, гениальная операторская работа, умопомрачительные гитарные рифы Нила Янга, погружающие в непередаваемое словами состояние душевной прострации...

Вопрос отнесения “Мертвеца” к определенному жанру лишен смысла. На мой взгляд, это фантасмагория о мире реального. Отчасти наполненная христианскими мотивами, но вместе с тем куда более языческая по сути. Потому как именно язычество культивирует природу в качестве божественного начала. Природу невероятную, магическим образом воспетую Джармушем в “Мертвеце”. Здесь вас ждут завораживающие, апокалиптические, но вместе с тем совершенной красоты пейзажи. Густо-черный (и это вовсе не потому, что картина снята в нецветном формате) лес с исполинскими деревьями, поданный как нечто вечное, монументальное, то, чему неинтересны глупые и примитивные человеческие проблемы. То, что стояло веками. То, у чего есть душа. И то, что бездушный человек смог когда-то подчинить себе, но не смог победить. Хотя, можно ли подчинить себе абсолют? Подчинить вечность?

Человек здесь – несомненное зло. Но белый человек, шагами своих подкованных сапог вымеряющий заповедные земли – это зло вдвойне. Джармуш всячески подчеркивает дикость и варварство “глупых бледнолицых”, пришедших со своим уставом в девственные края, где индейцы веками жили в гармонии с природой. Где Природа всегда была главной, и грубо насиловать ее в угоду сиюминутным потребностям считалось грехом. Джармуш подчеркивает этот посыл на протяжении всей картины. Словами Никто, постоянно отвешивающим ярлык “бледнолицего глупца” (история Эзкебиче – это вообще отдельная тема). Названием жуткого городишки, куда прибывает Блэйк – Machine, в переводе означающим “Машина” (как символ технократии, враг экосистемы, дьявольское порождение рук белого человека). Образами преисполненных мерзостью персонажей, которые, так или иначе, соприкасаются с беглецами – семейкой извращенцев, жарящих на ночной опушке бобы, или легендарным убийцей Коулом Уилсоном, не брезгующим человечиной. Их аморальная, гнилая сущность, впрочем, не остается безнаказанной. Ибо герой Деппа с определенного момента превращен Джармушем то ли в ангела смерти, то ли в само воплощение смерти, решившей сеять справедливое возмездие руками попавшего ей в объятия праведника. Хотя, стоп, праведника ли? Грех-то на душу уже взят.

Фильм гениален от первого до последнего кадра. Гениален, что бы ни подсказывал вам разум по ходу просмотра. Вы найдете все смыслы, соберете их, словно малину с куста, уже после. И не факт, что, случись вам поделиться ягодой друг с другом, малина окажется одинакового сорта.

“Мертвец” – это и не кино вовсе, это двухчасовая медитация, наполненная Джармушем вопросами, загадками и ребусами, которые найдут свои, как мне кажется, непохожие ответы у каждого зрителя. Быть может, с первого просмотра, быть может, с десятого. Давайте начнем с малого (только, чур, не подглядывать в Интернет) – на спор, с первого раза ответьте на вопрос “Черт подери, и кто из них Игги Поп?”

Резюмирую:  глубоко убежден, эту картину кощунственно не увидеть человеку, который считает кино своим серьезным увлечением.
Tags: Джим Джармуш
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →