Андрей Першин (andrew_pershin) wrote in drugoe_kino,
Андрей Першин
andrew_pershin
drugoe_kino

Categories:

"Рай" Тома Тыквера

"Рай" (Том Тыквер)

РАЙ


"Рай" не Рим, и действительно " не все дороги ведут туда ", - так гласит тезис на обложке русскоязычного издания фильма. В своем отзыве я собираюсь отстаивать мысль, что в раю Тыквера дороги попросту не нужны. Во всяком случае, если говорить о перемещении героев в плоскости собственных душевных возможностей.

На подступах к многообещающей карьере в полиции, юноша без колебаний разворачивается навстречу неожиданной и противозаконной симпатии к бывшей учительнице, несчастливой и нелепой преступнице. Позже она сознается в отсутствие веры и стремлений, отдаст последнее - согласие любить. Её история кончается ещё до начала фильма, когда на смену приходит решимость покончить с произволом сановитого наркобарона. Чего нельзя сказать про Филиппо, о прошлом которого нам известно очень мало, хотя и можно без труда вообразить его, настолько уравновешены в нём роли случайности, аффекта, выбора, семьи. В порыве единой духовной трансмиссии образ Филиппо раскрывается с подлинной физиологической достоверностью, окончательно опустошая инициативу возлюбленной, легко искупая остатки её значения. Очевидная деталь,- их имена звучат одинаково, что уже восстанавливает мотив Орландины, сосуществования и превращения возрастов и полов в одном человеке. Итак, "Рай"- это, прежде всего, естественный этап становления уединённого образа Филиппо на фоне распада его исторического субстрата, мотивов преступления Филиппы, связей с семьей и обществом. На истонченном и безжизненном стебле Филиппы- женщины, расцветает юноша, окончательно порывая с землей. В последней сцене где-то высоко, в коннотациях неизбежного падения, ожигающего солнца и недостижимого земного рая, крутятся - теряются лопасти – лепестки вертолёта.

Простая и очаровательная история изобилует константами. Природа, события и душевные порывы Филиппо скрупулезно взвешены в органическом согласии сцен. Удивительно то, сколько трогательной интимности может собрать "постановочный" кадр. Выверенный свет и звук, совсем как бы не дорожащие естеством, но и без явной вражды с действительностью, геометрические аналогии в положении героев и предметов, наглядная и уравновешенная динамика событий. Именно последовательное и неустанное воплощение творческой воли режиссера уединяет главного героя, подбирает и связывает в нём одном живые краски мира и даже полусострадательные чувства учительницы.

Творческий императив Тыквера сродни исканием Вима Вендерса, то же внимание к человеку, его натуральной возможности выглядеть красиво и соответствовать миру, в котором он живёт, пускай и в точных рамках кадра. Однако, выраженная клаузула и общая метафоричность заставляет воспринимать "Рай" как "эстетическую притчу", ведь трепетное внимание к настоящему исключает всякую насильственную иерархию понятий, а значит и не стремится поучать. География Тыквера сплетается из равновеликих и заразительных ландшафтов Италии, откровенной прелести улочек, людей. И, наконец, она послушна сознательному усилию героя преодолеть, не разрушая, что-то снаружи и в себе, так как "не все дороги ведут в Рай".
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments