desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

Неколько слов к 50-летнему юбилею “новой волны”

ВО СЛАВУ ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТОГО

26.37 КБ
“На последнем дыхании”

В истории искусства есть особые, пороговые даты, по которым эту историю потом, через годы и даже века, изучают и читают; после таких дат происходит своего рода качественный скачок, и тот или иной жанр начинает выглядеть совсем иначе, неожиданно обогащается стилями и именами, которых до того словно и не существовало, но они быстро становятся всеобщим достоянием. В истории кинематографа, тем более кинематографа французского, такой датой является 1959 год.

Чем же он интересен? Да очень просто. Именно в тот год на экраны Франции вышли полнометражные дебюты молодых, доселе неизвестных режиссеров: «Хиросима, любовь моя» Алена Рене, «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо и «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара.

Ни у кого из них не было профессионального режиссерского образования. Двигала ими лишь фанатичная и всепоглощающая любовь к кино. Что касается Годара, то здесь случай уникальный — он, всего лишь критик, киновед, надумал продемонстрировать, каким именно должен быть кинематограф.

Все трое ненавидели так называемое папино кино, синемадюпапа — развлекательный, непритязательный стиль, господствовавший в те времена. Все трое, а также многие их единомышленники хотели не просто показать на экране своих ровесников, но и стремились придать этому появлению актуальные формы, создать новый визуальный язык.

48.02 КБ
«400 ударов»

И в конечном итоге им это удалось. Они вывели современного героя — неустроенного в мире авантюриста, как у Годара (главную роль исполнил молодой Жан-Поль Бельмондо, для него это был первый и самый большой, как позже выяснилось, шаг в кинематографе), или — столь же неприкаянного подростка («400 ударов»). Предложили необычную работу с пространством в кадре и органическое сочетание хроники с игровым кино («Хиросима»). Поразили по-настоящему революционным монтажом, придававшем даже, казалось бы, будничному сюжету безумную динамику и в то же время трагическую высоту («На последнем дыхании»).

6.62 КБ
«Хиросима, любовь моя»

Сделанное гениальной троицей так изменило экранное искусство, что вскоре это направление окрестили «новой волной» — «nouvelle vague». Фактически «нововолновыми» достижениями в течение полувека и питаются все новые и новые поколения режиссеров, причем как в Старом Свете, так и в Америке, и этот потенциал еще не исчерпан.
Наверное, в нынешнем году пройдет много ретроспектив, премьер, празднований. Может быть, что-то будут отмечать и у нас. Это довольно безопасно — ведь у нас, по всей территории бывшего СССР, до сих пор главенствует кино не то что папино, но, так сказать, дедушкино — даже когда его делают сравнительно молодые люди. Кажется, они совсем не учитывают ни то, что произошло за последние 50 лет, ни окружающую реальность. Понимаю, что говорю банальность, ударяюсь в риторику, но напоследок хочется спросить (у кого?): когда же наступит наш 1959 год?

Дмитрий Десятерик
Tags: Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, французское кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Community