Мне нужно научиться жить на земле.
Я одолеваю эту науку. Но мне так трудно…
Какая я? Я этого не знаю. Я живу как бы ощупью.
Если бы произошло несбыточное: нашелся человек,
который бы меня полюбил такой, какая я есть,
я бы, наконец, отважилась всмотреться в себя.
С одной стороны, я терпима, поэтому могу сказать, что фильм прекрасен, даже если получу хотя бы одно удовольствие из того разнообразия, которым способно одарить кино. Но, с другой, чтобы я осталась удовлетворенной, профессионализма авторов фильма недостаточно — необходимо удивление, я люблю крайности.
«Осенняя соната» — один из лучших фильмов, которые я когда-либо смотрела.
Прежде всего, обращаешь внимание на композицию. Представьте: перед вами первый кадр, и он совершенен; затем камера осторожно плывет и застывает на другом совершенстве; снова поплыла и опять замерла, фиксируя идеальную композицию. Это настолько прекрасно, что я не выдержала — на несколько мгновений остановила фильм: нужно было пережить эту радость.
Мне нравится замечать детали, поэтому смогла наиграться с цветовыми нюансами. Чемоданы гостьи оказываются такого же оттенка, как стены в приготовленной для нее комнате. Героиня в зеленом платье подходит к столу со скатертью в зеленую клетку, рядом сидит ее муж и сворачивает зеленые салфетки, а затем берет штопор с зеленой ручкой; вторая героиня, несомненно, появляется в красном. Красное платье не остается в оппозиционном одиночестве, его поддерживает ваза с алыми цветами. В каждом кадре можно что-нибудь заметить — это бесконечное удовольствие.
Следующее — музыка. Процитирую одну из героинь:
«В Шопене много чувства, и совершенно нет сентиментальности. Чувства и сентиментальность — разные понятия. Шопен был гордым, саркастичным, импульсивным, истерзанным и очень мужественным. В нем нет и тени слащавости».
Игра актеров. То, что они делают, сложно назвать «игрой». Мурашки? Да, не без этого. Но по-настоящему я удивилась тогда, когда мне стало неловко смотреть, словно виновница истерики на экране — я. Они затащили к себе — оставаться наблюдателем невозможно.
Основная тема фильма весьма волнительна: речь о чувстве реальности. Большая часть человечества не обладает этим даром, каждый живет в своем вымышленном мире, поэтому, чтобы избегнуть непонимания, необходима гибкость, которой тоже владеет далеко не всякий. В итоге получается, что люди, чаще всего, видят лишь то, что является частью их самих. Героиня-дочка осуждает свою мать в поступках, которые сама же совершает. Главная страсть матери — музыка, поэтому дочка в детстве страдала от дефицита материнского внимания. Сейчас же, повзрослев, она тоже равнодушна к тем, с кем живет, и удивленно замечает мужу: «Я возле тебя, а ты по мне тоскуешь». Мать жила Шопеном, дочка общается со своим умершим сыном охотнее, чем с любящим ее мужчиной. Но она этого не понимает: эпиграф к посту — отрывок из ее книги. Если не гасить ненависть, если не прощать, а жить с обидой, постепенно превращаешься в то, что ненавидишь.
Community Info