desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«Класс» / Entre les murs (реж. Лоран Канте)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА НА ФРАНЦУЗСКИЙ ЛАД

5.28 КБ

В рекламе «Класса» (оригинальное название Entre les murs — цитата из песни, буквально переводится «В стенах») преобладает статистический подход: пишут, что это первый французский фильм за последние два десятилетия, отмеченный Золотой пальмовой ветвью на Каннском кинофестивале (недавно отмечен также номинацией на "Оскар" как лучшая иностранная картина). Критерий довольно сомнительный: можно подумать, что дела на родине кинематографа столь скверные, что более или менее достойного кандидата искали долгие годы, с трудом нашли и нехотя наградили.

Конечно же, это не так. Ситуация во французском кино действительно не лучшая, но это не имеет отношения к успеху фильма Лорана Канте. Просто этого самобытного режиссера наконец-то заметили в высоких экранных кругах.

Канте на первый взгляд снимает социальное кино — по крайней мере, так можно назвать один из его предыдущих фильмов «Тайм-аут», который в 2001 году получил специальный приз на Венецианском фестивале. Но точно так же, как история о безработном, который врет всем, что имеет работу, послужила поводом для детального исследования человеческой натуры, школьные будни в «Классе» являются лишь фундаментом для намного более интересной истории.
«Класс» снят по книге Франсуа Бегодо — практикующего учителя, который не только выступил соавтором сценария, но и сыграл главную роль; более того, некоторые дети и взрослые тоже сыграли самих себя. Итак, Франсуа устраивается учителем французского языка и литературы в обычную школу. Его класс является моделью национального состава нынешней Франции: за партами сидят белые, арабы, африканцы; как следствие — смешение традиций, темпераментов, социальных и культурных особенностей. Однако все его ученики — это прежде всего подростки, вступившие в самый сложный для воспитания и обучения период. Сначала сюжетная линия фильма строится на отношениях притяжения и отторжения, которые возникают между учителем и коллективом учеников, но постепенно режиссер детализирует эту массу, очерчивает оригинальные характеры. Особенно Канте удалась первая половина картины, где Франсуа проводит с учениками оживленную лингвистическую дискуссию — это своего рода трактат в диалогах о природе языка. Наверное, только французы с их мощной языковедческой школой могут воплощать подобные вещи на экране столь захватывающе.

Язык, однако, диктует отношения — так как у каждого из подростков быстро очерчивается свой собственный «дискурс», своя правда. Для Франсуа научить их хотя бы чему-то, приведя к единому знаменателю литературного — то есть своего, взрослого — языка, становится сверхсложной задачей. И тут драма языковая превращается в драму человеческую. С этого момента фильм несколько теряет энергию, которая распыляется в бесконечных обсуждениях, кто прав, а кто виноват в конфликте учителя с учениками. Но, в конце концов, все завершается благополучно и для фильма, и для зрителя. Побеждает Просвещение. Зерна разумного, доброго, вечного пусть и не во всех душах, но прорастают, а режиссеру вместе с Франсуа Бегодо удается сотворить из разнообразия лиц, голосов и споров свою педагогическую поэму без ущерба для главного языка — кинематографического.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments