cinemare (cinemare) wrote in drugoe_kino,
cinemare
cinemare
drugoe_kino

Categories:

Пэчворк Роя Андерссона ("Ты, живущий!", реж. Рой Андерссон, 2007)


Рой Андерссон снимает не совсем обычное кино. Здесь нет героев. Вернее они есть, но их так много, что выделить главных и второстепенных нет никакой возможности. С другой стороны, можно сказать, что все они - потрепанная алкоголичка-рокерша; девушка, влюбленная в местную рок-звезду; бизнесмен, оболваненный парикмахером-арабом, и все-все-все остальные - есть некий собирательный образ несчастливого человека, недовольного своей судьбой, своим местом в жизни или просто чем угодно другим, и при этом не наделенного волей что-либо менять. Квинтэссенция такого вот беспросветного несчастья - та самая рокерша-алкоголичка, которая не устает повторять диагностирующую ее алкоголизм фразу "Никто меня не понимает". И потом, когда нам покажут еще один кусочек ее жизни - "Разве можно требовать или просто надеяться, что несчастный человек выдержит все это на трезвую голову".
Нет в фильме и сюжета и даже их множества. Это скорее лоскутки, обрывки сюжетов, где-то получающие свое развитие в снах героев, где-то так и остающиеся мимолетными наблюдениями. Из этих лоскутков-эпизодов Рой Андерссон и мастерит свой пэчворк.
Каждый эпизод демонстрирует удивительную наблюдательность автора, его внимание к деталям и фирменное чувство юмора. Режиссер выхватывает из нашей жизни казалось бы совершенно бытовые, ничем не примечательные, ситуации и конфликты, и уже только то, что он уделяет им столь пристальное и беспристрастное внимание (впечатление беспристрастности авторского взгляда возникает благодаря намертво припаянной камере и отсутствию крупных планов), как бы укрупняет их в наших глазах и доводит до градуса абсурда. Большая часть героев страдает по совершенно дурацким поводам. И страданиями-то это назвать сложно, скорее это МАЕТА. Метафорой к этой беспросветной маете служит первый эпизод картины, в котором забывшийся старик тянет за собой запутавшуюся в собственном поводке, жалобно скулящую, и не находящую освобождения, собаку. Единственная героиня, которая, кажется, действительно имеет серьезные основания страдать - это школьница, влюбленная в музыканта. Ее сон об их свадебном путешествии, пожалуй, самый лирический эпизод картины, удивительно красивый и воздушный. Есть в нем и место магии - квартира, в которой невеста распаковывает свадебные подарки под звуки гитарного соло своего возлюбленного, на наших глазах превращается в дом на колесах, мчащийся в столь трудно достижимую долину счастья.
Не все лоскутки равнозначны и равновелики по размеру и сути. В фильме есть некие мета-герои и мета-сюжеты, скрепляющие, сшивающие разрозненные обрывки казалось бы не соприкасающихся друг с другом людских судеб, и таким образом объясняющие всю остальную, на первый взгляд, бессмыслицу. Это врач-психиатр, отчаявшийся помогать своим пациентам обретать волю к счастью. Его мета-роль в фильме подтверждается и построением самого кадра - свой монолог он произносит прямо в камеру, смотря в глаза зрителю, минуя каких бы то ни было посредников. Вот его ключевые фразы: "Они хотят быть счастливыми, а сами эгоцентричны, эгоистичны, и скупы", и потом - "они злые по большей части", "тратить свое время на то, чтобы сделать злого человека счастливым, ведь это просто бессмысленно, это невозможно...." То есть доктор как бы ставит диагноз не только своим пациентам, но и всем героям фильма. А антитезой приговору, вынесенному доктором, служит молитва к Господу о прощении всех грешных, вознесенная женщиной, лица которой мы не видим, потому что она повернута к нам задом, и это, пожалуй, самый добродетельный и милосердный зад, какой приходилось видеть. Третий персонаж - бармен, служащий в баре, где мы время от времени видим некоторых героев. Каждый раз закрывая бар, он предлагает всем по последней и произносит знаковую для всего фильма фразу "Завтра будет новый день". Этот акцент в фильме, на мой взгляд, все-таки удерживает от трактовки фильма как приговора человеческим грехам и слабостям, и, главным образом, безволию, отсутствию желания самим изменить свою жизнь к лучшему. И самолеты, медленно и торжественно заполняющие небо над городом в финальных кадрах, хотя и являются рифмой и воплощением кошмарного сна о бомбардировщиках, приснившегося первому герою картины, воспринимаются скорее как воздушный парад над городом, чем приближение апокалипсиса. Завтра будет новый день и каждый из нас, живущих, имеет шанс прожить свою жизнь счастливо.


Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments