?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Пэчворк Роя Андерссона ("Ты, живущий!", реж. Рой Андерссон, 2007)
cinemare wrote in drugoe_kino

Рой Андерссон снимает не совсем обычное кино. Здесь нет героев. Вернее они есть, но их так много, что выделить главных и второстепенных нет никакой возможности. С другой стороны, можно сказать, что все они - потрепанная алкоголичка-рокерша; девушка, влюбленная в местную рок-звезду; бизнесмен, оболваненный парикмахером-арабом, и все-все-все остальные - есть некий собирательный образ несчастливого человека, недовольного своей судьбой, своим местом в жизни или просто чем угодно другим, и при этом не наделенного волей что-либо менять. Квинтэссенция такого вот беспросветного несчастья - та самая рокерша-алкоголичка, которая не устает повторять диагностирующую ее алкоголизм фразу "Никто меня не понимает". И потом, когда нам покажут еще один кусочек ее жизни - "Разве можно требовать или просто надеяться, что несчастный человек выдержит все это на трезвую голову".
Нет в фильме и сюжета и даже их множества. Это скорее лоскутки, обрывки сюжетов, где-то получающие свое развитие в снах героев, где-то так и остающиеся мимолетными наблюдениями. Из этих лоскутков-эпизодов Рой Андерссон и мастерит свой пэчворк.
Каждый эпизод демонстрирует удивительную наблюдательность автора, его внимание к деталям и фирменное чувство юмора. Режиссер выхватывает из нашей жизни казалось бы совершенно бытовые, ничем не примечательные, ситуации и конфликты, и уже только то, что он уделяет им столь пристальное и беспристрастное внимание (впечатление беспристрастности авторского взгляда возникает благодаря намертво припаянной камере и отсутствию крупных планов), как бы укрупняет их в наших глазах и доводит до градуса абсурда. Большая часть героев страдает по совершенно дурацким поводам. И страданиями-то это назвать сложно, скорее это МАЕТА. Метафорой к этой беспросветной маете служит первый эпизод картины, в котором забывшийся старик тянет за собой запутавшуюся в собственном поводке, жалобно скулящую, и не находящую освобождения, собаку. Единственная героиня, которая, кажется, действительно имеет серьезные основания страдать - это школьница, влюбленная в музыканта. Ее сон об их свадебном путешествии, пожалуй, самый лирический эпизод картины, удивительно красивый и воздушный. Есть в нем и место магии - квартира, в которой невеста распаковывает свадебные подарки под звуки гитарного соло своего возлюбленного, на наших глазах превращается в дом на колесах, мчащийся в столь трудно достижимую долину счастья.
Не все лоскутки равнозначны и равновелики по размеру и сути. В фильме есть некие мета-герои и мета-сюжеты, скрепляющие, сшивающие разрозненные обрывки казалось бы не соприкасающихся друг с другом людских судеб, и таким образом объясняющие всю остальную, на первый взгляд, бессмыслицу. Это врач-психиатр, отчаявшийся помогать своим пациентам обретать волю к счастью. Его мета-роль в фильме подтверждается и построением самого кадра - свой монолог он произносит прямо в камеру, смотря в глаза зрителю, минуя каких бы то ни было посредников. Вот его ключевые фразы: "Они хотят быть счастливыми, а сами эгоцентричны, эгоистичны, и скупы", и потом - "они злые по большей части", "тратить свое время на то, чтобы сделать злого человека счастливым, ведь это просто бессмысленно, это невозможно...." То есть доктор как бы ставит диагноз не только своим пациентам, но и всем героям фильма. А антитезой приговору, вынесенному доктором, служит молитва к Господу о прощении всех грешных, вознесенная женщиной, лица которой мы не видим, потому что она повернута к нам задом, и это, пожалуй, самый добродетельный и милосердный зад, какой приходилось видеть. Третий персонаж - бармен, служащий в баре, где мы время от времени видим некоторых героев. Каждый раз закрывая бар, он предлагает всем по последней и произносит знаковую для всего фильма фразу "Завтра будет новый день". Этот акцент в фильме, на мой взгляд, все-таки удерживает от трактовки фильма как приговора человеческим грехам и слабостям, и, главным образом, безволию, отсутствию желания самим изменить свою жизнь к лучшему. И самолеты, медленно и торжественно заполняющие небо над городом в финальных кадрах, хотя и являются рифмой и воплощением кошмарного сна о бомбардировщиках, приснившегося первому герою картины, воспринимаются скорее как воздушный парад над городом, чем приближение апокалипсиса. Завтра будет новый день и каждый из нас, живущих, имеет шанс прожить свою жизнь счастливо.




promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
чудова рецензія, і неймовірний фільм!

Ох, наверное один из самых лучших фильмов, что я видел в этом году. Мой любимый эпизод в нем: сдернутая со стола на фамильном обеде скатерть обнажает свастику)
Насчет фразы "Завтра будет новый день", которая, как вы правильно заметили, является знаковой. Мне кажется смысл у нее совершенно обратный, т.е.: завтра будет новый день, но он будет еще хуже предыдущего. Андерссон скорее предрекает своеобразный конец света, чем оптимистично надеется на лучшее. Я основываюсь помимо прочего на том, что в его предыдущем фильме по-настоящему живых героев было несколько, а в этом - всего одна девушка, та самая, которая любит Микки Ларсена, из "Черных Дьяволов".

Потрясающая операторская работа - почти каждый кадр хочется вставить в рамку и повесить на стенку.

рекомендую так поступить со вторым кадром в нарезке после поста

А я не смотрела.

хороший фильм!
но "Песни со второго этажа" понравились больше -)

у вас по ссылкам только две фото??

крутой режиссер, и хороший фильм. жаль, у него всего их два (фильма)

Вы ошибаетесь. Их девять. На русский, впрочем, переведено всего 6, насколько я знаю.

Вы ошибаетесь. Вообще-то их у него 5. полнометражных.

Вы ошибаетесь. Их у него 4 полнометражных, как гласит офиц. сайт, и 2 короткометражных. Сразу не посмотрел, потому как огромное расстояние между фильмами - запутался.

Запутали Вы меня совсем... (Прибавил один, который не видел к 4-м сделанным вообще)
Действительно 4, из которых я видел 3, но "Гиллиапа" смотреть не захотел, хотя возможность была
Официальный сайт кого?
http://us.imdb.com/name/nm0027815/
Если быть уж совсем точным - 4 полнометражных и 5 короткометражных

А вообще, всё что он сделал, кроме "Песен..." - фигня.
А тот фильм, что в посте - унылое г....

я и имел в виду совокупность фильмов, а не только полнометражки. прошу прощения за неточность)

да, отличный фильм

так вот как его перевели на русский!!!
ха у меня копия его на норвежском! фильм волшебный. всем рекомендую!

Отличный фильм. Только-только собирался поделиться впечатлениями))

И мне больше всего понравился грустноватый араб-парикмахер)

Хороший фильм, да

фильм не показался мне хорошим. избитые идеи, псевдофилософские клише. ничего интересного для глаза, ума и сердца

уж для глаза то как минимум интересно и необычно...

та в том то и дело что ничего необычного. так...сатира

хм... назовите еще один фильм с такой же манерой съемки и постановки? (кроме "Песен со второго этажа")

Типичный фильм скандинавской школы

Осенний бал
Неуместный человек
Кухонные байки

Благодаря Вашей рецензии посмотрела фильм. Спасибо!
Кино неплохое, сделанное, продуманное, по-своему красивое (с такими-то персонажами!), часто смешное…
Но послевкусие… баланс «приправ» в картине меня не удовлетворил: с одной стороны перебор фарса («до изжоги» от детской плаксивости взрослых людей, не смешно и не жалко, а как-то противно), с другой – нехватка чего-то - тепла, глубины, гениальности, в конце концов!…

Я рада, что Вы посмотрели кино. Это лучший итог любой рецензии - заинтересовать)
По поводу послевкусия. Мне кажется, что картину никто и не хотел сделать приятной. По сути, она иллюстрирует серость и убогость нашей жизни да еще и с изрядной долей иронии. Что хорошего?
Но... Мне все-таки нравится эта обращенность автора к человеческому в человеке, пусть даже и неприглядному. Здесь нет каких-то сверхидей, но почему-то хочется встряхнуться и быть счастливым.

Честно говоря удивляюсь. Ведь режиссеру уже 65! В этом возрасте пора иметь хотя бы 1-2 сверхидеи. Иначе зачем жизнь прожита....

Как минимум, гуманистическая идея там все-таки есть. По мне так лучше такие точные и забавные лоскутки отдельных человеческих судеб, чем претенциозное полотно с совершенно дутой сверхидеей (имею в виду "Изгнание" Звягинцева - http://cinemare.livejournal.com/)

На мой взгляд, ваши выводы об одержимости героев желаниями довольно надуманны. Внятное желание есть только у одной героини, которая хочет быть любимой Микки Ларсена. Да, еще женщина-алкоголичка хочет мопед, но она заранее знает, что у нее нет на него денег. Да и вообще, желания героев в фильме явно не главное. Многие эпизоды настолько малы, что и о героях-то ничего внятного нам не рассказывают. Да и не было такой цели.
А вот собственным языком фильм (и режиссер), безусловно обладает. Это вся совокупность крупности плана, приемов монтажа, специально подобранного освещения (которое, кстати, тоже склеивает все кусочки в единое полотно), музыкальное оформления наконец. "Ты, живущий!" это цельная картина! При всей спорности...

  • 1