Андрей (live_internet) wrote in drugoe_kino,
Андрей
live_internet
drugoe_kino

Categories:

Загадочная история Бенджамина Баттона (The Curious Case of Benjamin Button)

Загадочная история Бенджамина Баттона/The Curious Case of Benjamin Button
США, 2008
Режиссер: Девид Финчер.
В ролях: Брэд Питт, Тильда Суинтон, Кейт Бланшет, Джулия Ормонд.

Как же я ждал этого фильма. Не знаю, разочаровался бы я так, если бы это снял не Финчер, а главные роли исполнили другие актеры. Возможно, я слишком предвзят. Но предвзятость эта возникла не на пустом месте, уверяю вас. Если бы фильм сразу начался с лажи – было бы даже не так обидно. Давайте по порядку.

Начало фильма – просто сносит крышу. Я преклоняюсь перед жанром стилизации, особенно если это сделано со вкусом и искренне. Так вот первыми кадрами Финчер просто свалил меня с ног великолепной стилизацией немого кинематографа, раскрашенного вручную. А дальше добавил великолепного рапида в обратном воспроизведении. Боже, как вкусно это снято! Это настолько вкусно, что сюжетный дебилизм воспринимается тоже как некая стилизация. Ну, есть такой повествовательный жанр в кинематографе, когда речь ведется от дневника на смертном одре. Видимо, сценарист, к счастью своему, ни разу не видел, что на самом деле происходит со старым человеком в последние часы жизни. Есть даже такой специальный термин – агония. Понимать это нужно так, что человек уже на грани и сделать с этим ничего нельзя. Сопровождается это, как правило, предсмертным бредом и большими мучениями, с редкими минутами просветления, которые тратятся либо на прощание, либо на исповедь. Представить агонию в виде вечернего чтения с комментариями может только очень наивный человек. Ну да ладно, в конце концов, кино есть череда условностей, поэтому критиковать такие мелочи, конечно, не стоит. Но не обращать на них внимание невозможно.

Дальше – больше. Кино, как вы уже слышали, про мальчика, который родился стариком и молодел вместо того, чтобы стареть. Так вот этот мальчик-старичок в исполнении Питта – это новая непревзойденная планка спецэффектов и грима. Тут же, кстати, показана планка старая и много раз превзойденная – Кейт Бланшет с нарисованными морщинами и побеленной физиономией. Сперва такой дисбаланс опять же вызвает чувство, что режиссер продолжает заниматься стилизациями: старое немое кино и новое цветное, старый грим и новый грим и т.п. В этот момент (а это было около тридцати минут просмотра) фильм все еще вызывает восторг. Разочарование приходит неторопливо – в течение следующих двух с лишним часов.

Белые нитки полезли наружу, как только под гримом и эффектами обнаружился сам Питт. Взгляните на фото на постере слева в углу: http://www.imdb.com/title/tt0421715/. Вот с такой постной рожей, но с разными прическами Брэд Питт два часа терзал мне душу своим унылым взглядом. Был ли он седой и лохматый, или молодой с подведенными бровями, смотрел ли он на своего отца, когда тот признался ему в отцовстве, или на свою любимую женщину, когда она отказала ему – унылые глаза его говорили только одно: «господи, в каком же говне я снимаюсь». Я не знаю, может быть, у него на съемках болел живот. Или Финчер чем-то лично обидел его. Или это такой хитрый актерский маневр, которого я не понял в силу своего скудоумия. Но Питт в этом фильме ни черта не играл. Просто ходил и читал свой текст. Был такой древний фильм средней паршивости «Параллельный мир» с половиной нарисованных мультяшных персонажей, так вот там Питт играл местного детектива и очень хреново изображал из себя Хэмфри Богарта. Но даже это было лучше, чем роль Бенджамина Батона.

Все бы это было терпимо, если бы не клюквенно-сопливый сюжет. Только представьте себе, сколько всего можно было бы выжать из идеи – человек молодеет, вместо того, чтобы стареть. Открытие рецепта вечной молодости, обратные воспоминания как предсказания, сравнение поведения младенцев и стариков, видение мира глазами персонажа – дайте нам хоть что-нибудь, кроме истории про то, как мальчик с девочкой росли в разных направлениях, поэтому трахнуться смогли только через двадцать лет после знакомства, когда оказались ровесниками. Ну да, еще все, кого он любил, состарились и умерли – с ума сойти, какая новая идея, даже совсем не затертая до дыр в бесконечных «Горцах». Колориту добавляют такие крутые сюжетные завороты, как часы на вокзале, которые 80 лет шли в обратном направлении, потому что так решил часовщик. А администрация вокзала, надо думать, с этим согласилась. Или вот, читает Ормонд по то, как ее мать забеременела и родила девочку. Потом читает, что девочку назвали Кэрол. Вдруг ее осеняет – «мама, так ведь это же я!».

А самый угар начался, когда главного героя черти занесли в мой родной город Мурманск. Дело было в конце 1941-го, как раз в разгар немецкого наступления. Ну ладно, я промолчу, что наш Мурманск у Финчера оказался древним городом с фонарями, мостовыми и петербургской архитектурой. Я даже промолчу, что заселили американских моряков в гостиницу с названием «Зимний дворец». Хрен с ним, пусть будет у нас в Мурманске Зимний Дворец. Пять углов у нас есть, проспект Ленина есть, даже Гора Дураков есть – пусть и Зимний будет, жалко что ли. Даже пусть с лифтером, мраморными лестницами, со свечами, люстрами и мягкой мебелью в холле – для иностранцев все-таки. Но вот то, что в довоенном Мурманске американские моряки жестко бухали с местными в одном кабаке, да еще и из хрустальных бокалов – это вы, гражданин Финчер, загнули чересчур. Еще я не понял, откуда у нас в Мурманске зимой сорок первого взялась черная икра? И на черта в Мурманске британское посольство? И откуда церковь размером с трехэтажный дом в центре советского портового города? Но это все, конечно, не существенно. Мало ли в СССР портовых городов. Очередная условность.

А еще балет, в котором по молодости лет преуспела умирающая бабка. На узкой сцене двое в странных костюмах под оркестровую музыку выдают невнятные пируэты в духе ранних голливудских мьюзиклов, по-балетному оттягивая носок. Зал битком, аплодируют стоя. Опять условность? Не многовато ли для одного фильма?

Но что больше всего разочаровало – так это четко обозначенные места для «посмеяться», «поплакать» и «наклонить голову и сказать - ооо». Все разжевано и до зевоты занудно расставлено по местам – вот здесь они расстаются навсегда, а здесь обнимаются на закате. И совершенно невнятный финал.

Вердикт таков. Смотреть первые полчаса, дальше на перемотке. Иначе вам захочется написать унылую рецензию про Вечную Любовь, Над Которой Не Властно Время. Чует мое сердце, что нас ждет немалое количество окололитературных опусов, посвященных этому кинопродукту.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community