aspasia_roma (aspasia_roma) wrote in drugoe_kino,
aspasia_roma
aspasia_roma
drugoe_kino

Category:

"12 angry men". Опять двенадцать

  На первой странице ЖЖ, в разделе "Фокус" уже несколько дней лидирует тема о фильме. Даже двух, хотя мне тут же пришел на пять как минимум еще один подобный фильм. Обсуждается, или вернее, резко критикуется последний фильм Н.Михалкова. Я не видела этот фильм. Но скоро посмотрю. Однако поставленные проблемы в процессе разговоров заинтересовали. Тем более, как советский человек, примерно читающая журнал "Экран" прежних времен, помню статью о фильме "Двенадцать разгневанных мужчин". В нескольких комментариях высказываются благодарности Михалкову. Мол, его фильм дал толчок, чтобы взглянуть на первоисточник пятидесятилетней давности.

И я, стадное чувство?, решила посмотреть известный фильм, о котором вспоминают до сих пор. Даже ремейки получаются. Мой старый приятель, который достал нам фильм-источник, позвал посмотреть классику. В прошедшую субботу мы провели время с пользой. Мне удалось увидеть фильм, который знала по отзывам в советской прессе, а Костя получил представлением о Генри Фонде. К тому же, с моими разъяснениями, узнал о судебной системе США. То есть вечер оказался весьма продуктивным.

  Нелегко отказаться от всей информации, которая просочилась в меня, как активного пользователя ЖЖ. Но старалась воспринимать фильм так, как будто я просто "табула раса". Черно-белый фильм, для нас, "продвинутых" на цвете, явление особое. Несколько минут нужно, чтобы привыкнуть к другому экрану. Но баланс восстанавливается, и уже не замечается, что перед глазами только два цвета. И масса оттенков серого.

  Первое, что зазвучало внутри, когда прошли титры и появились действующие лица, было вот что.
- Как же он похож на свою...
Черт, я хотела сказать, что Джейн - копия своего папочки!"
Костя, не знающий исторический голливудский кинематограф, скромно молчал. Он ни Джей, ни Питера, не Генри, граву семейства Фонда, не знает.
Я сделала еще несколько ничего не значащих для Кота замечаний, мы принесли чашечки с зеленым чаем, и продолжили просмотр фильма.

  Комната, в которой заперли двенадцать присяжных, показалась привычной, даже знакомой. Из окна был самый обыденный вид,  наблюдаемый  государственными служащими  в любом штате США. Припоминаю ощущения, возникшие, пока мелькали кадры. Дюжина мужчин рассаживается вокруг стола. Один стоит  у окна. Два полюса, совершенно разных эмоционально: веселые парни разбирают стулья, они кажутся широкими и короткими. Длинный и серьезный человек застыл: он в другом мире, даже его физические габариты отличны. Конфликт очерчен: герой Фонды знает, что его ждет серьезное испытание. Он  выше, но их больше. Он в трауре, остальные веселы, даже беззаботны. Он молчит, другие болтают неумолчно.

  Зритель уже знает, что столкновение грядет. Один из самых эмоционально сильных моментов для меня - первое голосование. Одиннадцать человек беспечно хватаются за предложение председателя не обсуждать дело. Мол, все ясно и без слов. Парень убил отца. Группка людей в предвкушении скорого окончания необычного для некоторых мероприятия. Участие в судебном разбирательстве, в самом деле, очень серьезное дело. Сейчас же люди с легкостью поднимают руки: Виновен. Одиннадцать человек отправляют парня на электрический стул. Герой Генри Фонда - против. Один вызвался противостоять группе людей. В закрытой комнате начинается действие.

  Восемнадцатилетний пацан приговаривается десятком человек к электрическому стулу с легкостью ловли рыбы. Этот эпизод особенно возмутил меня. Если  здесь такое слово уместно - возмутил. Поразил? Мне было особенно интересно наблюдать перемещение эмоциональных центров на экране. Все - и один. И вдруг новая деталь. Разлом. Другой мужчина отказывается от легкомысленного подхода в решении судьбы человека. Еще один за сохранение жизни пацана из гетто. Выражение лиц людей, которые не понимают, почему ясная ситуация уходит. И в комнате зарождается хаос. Потом ссоры.  Затем злоба. Изменения в ходе сюжета на протяжении двух часов не сильно заметны на физическом уровне, мало жестов и слов.  Лишь у другого героя шире открылись глаза, и ясно, что парню из гетто отдают еще один голос "За".

  Запомнились улыбки мужчин, когда на сторону архитектора с тремя детьми переходил очередной "упорный" противник. И вот уже ситуация противоположная той, что в начале фильма: снова одиннадцать мужчин против одного. Последний сопротивляющийся убежден - парень убийца, он должен быть казнен. Заключительный монолог оголтелого присяжного, доказывающего самому себе виновность пацана, - самый длинный и эмоциональный, как мне показалось. Он и закончил "экшен" линию  фильма. Снова обыденные слова героев: мы готовы. И молча незнающие даже имен друг друга двенадцать человек расходятся, вероятно, навсегда.

  ПС. Костя спросил меня о том, что происходит на  экране на фактическом уровне.
Мне пришлось, как гражданке США, объяснить систему суда страны, она мне представляется оправданной. Правда, кроме советской системы, толком не знаю никакой другой. Выбор двенадцати заседателей происходит вслепую, это случайные жители района, избранные компьютером.  Так предполагается собрать людей, не знающих о деле, а значит, исключить влияние заинтересованных лиц и подкуп. По этой же причине заседателей заключают в комнату на... неопределенное время, закрывают. Никаких контактов - Вы должны принять решение ЕДИНОГЛАСНО. Как кажется, это довольно эффективная система защиты объективности в суде.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments