Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote in drugoe_kino,
Лев Семёркин
lev_semerkin
drugoe_kino

Category:

«ЛИФТ НА ЭШАФОТ», Л.Маль, Франция, 1957г. (7 из 10)

.
Первый полнометражный игровой фильм Луи Маля.
И первый же кадр фильма – крупный план, лицо женщины – задает генеральное направление творчества режиссера на 40 лет вперед.
Классический черно-белый детектив снят по образцам американского кино 40-х годов. Но всё это – напряженная интрига, столкновение характеров с обстоятельствами, спонтанные поступки, хитроумные планы и злой рок – фундамент фильма. А самое интересное – то дополнительное и необязательное для детектива, что на этом фундаменте выстроено режиссером.

В сюжете переплетены две линии, две пары героев – взрослая (Флоранс и Жюльен) и молодая (Луи и Вероника). Наиболее интересны во взрослой паре она, а в молодой - он. Эти двое персонажей раскрыты полнее, чем это требуется для детектива, к тому же их любит кинокамера и они показаны как эротические обьекты.

Флоранс – женщина-загадка. И фильм представляет публике новую кинодиву – Жанну Моро. Выход новой актрисы обставлен режиссером с любовью и с шиком. Актриса играет в этом фильме свою отдельную тему, касательную по отношению к основному детективному сюжету. Состояние героини сложно выразить словами – странное сочетание любовного влечения, преступных планов, надежд, сомнений, одиночества в большом городе. Лучше всего подобные состояния выражают безмолвные крупные планы больших актрис, ну и музыка (музыкальное сопровождение было специально заказано знаменитому джазовому трубачу Майлзу Дэвису, в 1958 году саундтрек был выпущена на его альбоме «Ascenseur pour l'Échafaud»).
Ее сообщник и любовник (Морис Роне) по сюжету является главным героем, но, честно говоря, не достоин такой женщины.

Луи – парень в черной кожаной куртке на мотоцикле. Новый молодой герой попавший в европейское кино из американского, в «Лифте на эшафот» он еще не основной герой, но уже через несколько лет выйдет на первый план и будет определять кино 60-х.
Подружка молодого героя – девушка из цветочного магазина, показана схематично, впрочем один интересный мотив у нее есть - очень хочет попасть на первые страницы газет.

Помимо влияния американского кино здесь заметно влияние Брессона, у которого Луи Маль работал ассистентом. Холодноватая и бесстрастная повествовательная интонация. Есть здесь и перекличка (очень непрямая, но существенная ) с сюжетом и персонажами фильма «Приговоренный к смерти бежал», офицеру Сопротивления соответствует офицер – ветеран колониальных войн (почувствуйте разницу), заключению в камере – заключение в кабине лифта. У преступника есть молодой «последователь-наследник», правда он совершает преступления не по корыстному плану, а спонтанно. Такой же наследник есть и у заключенного в фильме Брессона.

Помимо американской «черной» детективной традиции здесь заметно влияние французского детектива (Сименона), характерного бОльшим вниманием к социальной реальности.
Детективная интрига разворачивается не в условном безвоздушном пространстве. Обе сюжетные линии погружены в реальную почву, в «проблемы» общества. Для взрослых - колониальные войны в Индо-Китае и в Африке, которая вела Франция в тот период (и воспоминания о второй мировой войне).
Для молодых – проблема социализации, отношение следующей поколенческой волны к сложившимся правилам игры, что собственно и составляло основную тему «новых волн» в кино (во Франции, в Англии или в восточной Европе).

В начале было слово – сюжет начинается с телефонного разговора, а потом главные герои так и не встретятся в кадре ни разу.
К финалу фильма две сюжетные линии пересекаются. Вдобавок очень эффектно пересекаются в одной точке пространства и два расследования, одно ведет комиссар полиции (Лино Вентура), а другое сообщница преступника.
Заканчивается сюжет также символически, как и начинается, в символичном месте – в фотолаборатории, где проявляют снимки. Там, буквально на глазах зрителя, проявляются подлинные обстоятельства и доказательства виновности. Только там на фотографиях главные герои вместе.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Community