Первый полнометражный игровой фильм Луи Маля.
И первый же кадр фильма – крупный план, лицо женщины – задает генеральное направление творчества режиссера на 40 лет вперед.
Классический черно-белый детектив снят по образцам американского кино 40-х годов. Но всё это – напряженная интрига, столкновение характеров с обстоятельствами, спонтанные поступки, хитроумные планы и злой рок – фундамент фильма. А самое интересное – то дополнительное и необязательное для детектива, что на этом фундаменте выстроено режиссером.
В сюжете переплетены две линии, две пары героев – взрослая (Флоранс и Жюльен) и молодая (Луи и Вероника). Наиболее интересны во взрослой паре она, а в молодой - он. Эти двое персонажей раскрыты полнее, чем это требуется для детектива, к тому же их любит кинокамера и они показаны как эротические обьекты.
Флоранс – женщина-загадка. И фильм представляет публике новую кинодиву – Жанну Моро. Выход новой актрисы обставлен режиссером с любовью и с шиком. Актриса играет в этом фильме свою отдельную тему, касательную по отношению к основному детективному сюжету. Состояние героини сложно выразить словами – странное сочетание любовного влечения, преступных планов, надежд, сомнений, одиночества в большом городе. Лучше всего подобные состояния выражают безмолвные крупные планы больших актрис, ну и музыка (музыкальное сопровождение было специально заказано знаменитому джазовому трубачу Майлзу Дэвису, в 1958 году саундтрек был выпущена на его альбоме «Ascenseur pour l'Échafaud»).
Ее сообщник и любовник (Морис Роне) по сюжету является главным героем, но, честно говоря, не достоин такой женщины.
Луи – парень в черной кожаной куртке на мотоцикле. Новый молодой герой попавший в европейское кино из американского, в «Лифте на эшафот» он еще не основной герой, но уже через несколько лет выйдет на первый план и будет определять кино 60-х.
Подружка молодого героя – девушка из цветочного магазина, показана схематично, впрочем один интересный мотив у нее есть - очень хочет попасть на первые страницы газет.
Помимо влияния американского кино здесь заметно влияние Брессона, у которого Луи Маль работал ассистентом. Холодноватая и бесстрастная повествовательная интонация. Есть здесь и перекличка (очень непрямая, но существенная ) с сюжетом и персонажами фильма «Приговоренный к смерти бежал», офицеру Сопротивления соответствует офицер – ветеран колониальных войн (почувствуйте разницу), заключению в камере – заключение в кабине лифта. У преступника есть молодой «последователь-наследник», правда он совершает преступления не по корыстному плану, а спонтанно. Такой же наследник есть и у заключенного в фильме Брессона.
Помимо американской «черной» детективной традиции здесь заметно влияние французского детектива (Сименона), характерного бОльшим вниманием к социальной реальности.
Детективная интрига разворачивается не в условном безвоздушном пространстве. Обе сюжетные линии погружены в реальную почву, в «проблемы» общества. Для взрослых - колониальные войны в Индо-Китае и в Африке, которая вела Франция в тот период (и воспоминания о второй мировой войне).
Для молодых – проблема социализации, отношение следующей поколенческой волны к сложившимся правилам игры, что собственно и составляло основную тему «новых волн» в кино (во Франции, в Англии или в восточной Европе).
В начале было слово – сюжет начинается с телефонного разговора, а потом главные герои так и не встретятся в кадре ни разу.
К финалу фильма две сюжетные линии пересекаются. Вдобавок очень эффектно пересекаются в одной точке пространства и два расследования, одно ведет комиссар полиции (Лино Вентура), а другое сообщница преступника.
Заканчивается сюжет также символически, как и начинается, в символичном месте – в фотолаборатории, где проявляют снимки. Там, буквально на глазах зрителя, проявляются подлинные обстоятельства и доказательства виновности. Только там на фотографиях главные герои вместе.
Community Info