"Шантаж", Альфред Хичкок (1929)
Первый звуковой фильм Великобритании!

Хичкок снимал "Шантаж" в двух версиях - звуковой и немой (для тех кинотеатров, где невозможно было проигрывать звук). Он первый в Великобритании получил возможность работать со звуком и, хотя, в то время английское кино не было передовым на мировом рынке, на Хичкока была возложена серьёзная ответственность. У этой ответственности избранного была и отрицательная сторона - сделать финал таким, как он хотел, продюсеры не позволили. Угодить нужно было каждому зрителю, чтобы покупка звукового оборудования оправдалась. Слоган "100% talkie 100% entertainment" обязывал.
В фильме Мастер использует ставшую для него визитной игру света, теней и зеркал. Одна из сцен погони разворачивается в Британском музее на фоне египетских скульптур, что выглядит очень сюрреалистично (или мне так после выставки Дали показалось). Освещение в музее было плохое и снимать пришлось на студии. Хичкок говорил, что она снималась так "Под углом в 45° установили зеркало, отражающее фотографии музейного интерьера, снятые в разных залах, и наклеивали их на просветный экран, освещая сзади. В определенных местах, там, где нужно было сделать домакетку (например, дверной проем, через который вбегают персонажи), мы соскабливали амальгаму с зеркал".
При съёмке со звуком выяснилось, что у Энни Ондра, исполнительницы главной роли ужасный акцент (она из Польши), поэтому весь фильм она беззвучно артикулировала, а другая актриса Джоан Барри озвучивала её, стоя за камерой.

Хичкок и Энни Ондра на съёмочной площадке.
Фильм начинается сценой ареста преступника, не имеющего отношения к основному сюжету. Его привозят в участок, допрашивают, потом рабочий день заканчивается, и мы видим полицейских после работы. К одному из них приходит его невеста, они спешат в ресторан.. В ресторане она теряет перчатку, но не находит.
Характер их отношений говорит о том, что они встречаются настолько давно, что уже успели друг другу наскучить. Он зовёт её в кино, она соглашается, потом отказывается, потом соглашается снова, потом.. замечает в толпе нового знакомого, и снова отказывается от кино. Молодому полицейскому всё это надоедает и он уходит. В духе капризов своей девушки, он передумывает, возвращается и видит её, выходящую из ресторана с другим. Она настолько увлечена новым другом, что старый остаётся для неё незамеченным.
Спутник приглашает девушку зайти к себе и, после недолгих уговоров, она соглашается. Оказывается, что её новый друг талантливый художник, он просит её позировать, она соглашается, переодевается в балетное платье, но вдруг понимает к чему идёт дело (на что она собственно рассчитывала - что он будет её рисовать среди ночи?) и собирается уйти. Она начинает переодеваться, но он прячет снимает с ширмы её платье - выйди и возьми его сама. Да, это первый шантаж. Выбора нет, она тянется за платьем, он тянет её к себе - брось, не ломайся.
Мы не видим сцены убийства, видим только как трепещется штора, её рука хватает со стола нож, а потом из-за шторы вываливается его рука, уже обессиленная смертью.
Осознавая, что произошло, девушка наспех заметает следы своего недавнего присутствия (именно наспех) и бежит домой.
В расследование убийства включается её жених, который сразу понимает, что убийца она..
Вскоре находится ещё один человек, который тоже в курсе, кто убил молодого художника..
Хичкок снимал "Шантаж" в двух версиях - звуковой и немой (для тех кинотеатров, где невозможно было проигрывать звук). Он первый в Великобритании получил возможность работать со звуком и, хотя, в то время английское кино не было передовым на мировом рынке, на Хичкока была возложена серьёзная ответственность. У этой ответственности избранного была и отрицательная сторона - сделать финал таким, как он хотел, продюсеры не позволили. Угодить нужно было каждому зрителю, чтобы покупка звукового оборудования оправдалась. Слоган "100% talkie 100% entertainment" обязывал.
В фильме Мастер использует ставшую для него визитной игру света, теней и зеркал. Одна из сцен погони разворачивается в Британском музее на фоне египетских скульптур, что выглядит очень сюрреалистично (или мне так после выставки Дали показалось). Освещение в музее было плохое и снимать пришлось на студии. Хичкок говорил, что она снималась так "Под углом в 45° установили зеркало, отражающее фотографии музейного интерьера, снятые в разных залах, и наклеивали их на просветный экран, освещая сзади. В определенных местах, там, где нужно было сделать домакетку (например, дверной проем, через который вбегают персонажи), мы соскабливали амальгаму с зеркал".
При съёмке со звуком выяснилось, что у Энни Ондра, исполнительницы главной роли ужасный акцент (она из Польши), поэтому весь фильм она беззвучно артикулировала, а другая актриса Джоан Барри озвучивала её, стоя за камерой.
Хичкок и Энни Ондра на съёмочной площадке.
Фильм начинается сценой ареста преступника, не имеющего отношения к основному сюжету. Его привозят в участок, допрашивают, потом рабочий день заканчивается, и мы видим полицейских после работы. К одному из них приходит его невеста, они спешат в ресторан.. В ресторане она теряет перчатку, но не находит.
Характер их отношений говорит о том, что они встречаются настолько давно, что уже успели друг другу наскучить. Он зовёт её в кино, она соглашается, потом отказывается, потом соглашается снова, потом.. замечает в толпе нового знакомого, и снова отказывается от кино. Молодому полицейскому всё это надоедает и он уходит. В духе капризов своей девушки, он передумывает, возвращается и видит её, выходящую из ресторана с другим. Она настолько увлечена новым другом, что старый остаётся для неё незамеченным.
Спутник приглашает девушку зайти к себе и, после недолгих уговоров, она соглашается. Оказывается, что её новый друг талантливый художник, он просит её позировать, она соглашается, переодевается в балетное платье, но вдруг понимает к чему идёт дело (на что она собственно рассчитывала - что он будет её рисовать среди ночи?) и собирается уйти. Она начинает переодеваться, но он прячет снимает с ширмы её платье - выйди и возьми его сама. Да, это первый шантаж. Выбора нет, она тянется за платьем, он тянет её к себе - брось, не ломайся.
Мы не видим сцены убийства, видим только как трепещется штора, её рука хватает со стола нож, а потом из-за шторы вываливается его рука, уже обессиленная смертью.
Осознавая, что произошло, девушка наспех заметает следы своего недавнего присутствия (именно наспех) и бежит домой.
В расследование убийства включается её жених, который сразу понимает, что убийца она..
Вскоре находится ещё один человек, который тоже в курсе, кто убил молодого художника..
