Τοπίο στην ομίχλη / Landscape in the Mist / Topio stin omichli
Сценарий: Тонино Гуерра / Tonino Guerra, Тео Ангелопулос / Theodoros Angelopoulos
В ролях: Михалис Зеке / Michalis Zeke, Таня Палайологлу / Tania Palaiologou, Стратос Цорцоглу / Stratos Tzortzoglou, Ева Катаманиду / Eva Kotamanidou, Алики Георгули / Aliki Georgouli, Вассилис Коловос / Vassilis Kolovos, Василис Боюклакис / Vassilis Bouyiouklakis, Димитрис Каберидис / Dimitris Kaberidis, Илиас Логотезис / Ilias Logothetis, Герасимос Скиадарессис / Gerasimos Skiadaressis
Что если Бог бросил мир на произвол судьбы, а сам окаменел и рассыпался?
Фильм Тео Ангелопулоса начинается как обычное "роуд-муви" про новых Гензеля и Грету, которые бросили родной дом и отправились из Греции на поиски своего отца в далекую, неведомую и манящую Германию.
Однако же чем дальше тем больше фильм напоминает хождение по кругам земного ада в попытке добраться до рая, временно переименовавшегося в "Германию", но при этом не менее недостижимого. Двое детей - мальчик лет пяти и девочка лет одиннадцати, колеся по Греции в надежде добраться до отца, как будто обитающего в Германии, а на самом деле возможно и вовсе существующего только в их воображении (как аллюзия традиционного Бога-отца) сталкиваются с жестоким, покинутым тем самым отцом (или Богом?) миром. Дети раз за разом пишут ему воображаемые послания и просят его откликнуться, но вместо этого окружающий мир дает им пощечины в виде контролеров в поездах, полицейских, охочего до сексуальных утех дальнобойщика и многих других, даже просто ничем не интересующихся обывателей.
Единственный кто решил поучаствовать в судьбе путешественников - парень из бродячей актерской труппы с вечным спектаклем о второй мировой войне. В одной из центральных сцен фильма он вместе с детьми наблюдает, как вертолет поднимает из воды гигантскую кисть от статуи какого то древнего бога с отломанным указующим перстом, кисть расслабленную, как будто она только что бросила что-то тяжелое (мир?). Это ключ ко всему повествованию. Мир где искусство болтается на веревке для продажи (у бродячей труппы нет больше возможностей выступать, никто не дает им помещения и они распродают костюмы на берегу моря), где даже самое чистое и непорочное - дети - может быть растоптано и уничтожено, даже тот добрый парень, что заботится о детях, в конце концов отправляется в армию, учиться убивать себе подобных. Наверное этот мир возможен только если Бог окаменел и рассыпался по частям. Или уехал жить в свой рай-"Германию", или "отец" и вовсе не существовал, как объясняет нам один из персонажей в начале фильма.
Есть ли в фильме какая-то надежда? В конце фильма в рассеивающемся по мановению рук тумане мальчик говорит "Я расскажу тебе сказку. В начале был хаос, а потом появился свет"...
Что если Бог родится вновь маленьким мальчиком, а мы не заметим этого и уничтожим его? Кажется выстрелы немецких пограничников в финале оставляют ему слишком мало шансов.
PS а еще в фильме есть много маленьких, но очень символичных моментов, вроде мужчины за решеткой сумасшедшего дома, который думает что он чайка, размахивая руками. Но об этом можно написать еще три рецензии, поэтому пожалуй остановлюсь тут и оставлю такие открытия для вашего просмотра.
Community Info