derteser (derteser) wrote in drugoe_kino,
derteser
derteser
drugoe_kino

Categories:

"Стиляги" Валерия Тодоровского: "за", "против" и тд.

Про "Стиляг". Аспекты





Фильм Валерия Тодоровского «Стиляги» местами таки стилен! Местами эклектичен, но в целом позитивен. Он, однозначно, оставляет впечатление. Он трогает. А это ли не главное свойство искусства, в том числе кино? Это козырь? Конечно. Тем более что постановка этой музыкальной комедии обошлась в 15 млн. долларов. В таком случае он просто не может не трогать среднестатистического зрителя. Это с одного боку!
Единственный, но очень убедительный, минус – вторичность сего полотна. Музыка в картине – хорошо известные «рожденным в СССР» музыкальные композиции. Без изыска и шика мы взяли русский рок! Также в музыкальном аспекте присутствует временной сдвиг – то есть звучащие песни не соответствуют заявленному времени происходимого. В фильме середина 1950-х, а звучит «Кино», «Наутилус» и «Ноль» - отблеск музыки запада, рожденный закатом солнца в стране союзов. Обработки сделанные Костей Меладзе неплохие и веселые (читай хавающиеся). За этот «сдвиг» ругать не стоит никого, ведь нужен был им хит для зрителя смиренного. И это было сделано сознательно! Причина и в другом! Найти хитов из 50-х, наверное, не удалось в достаточных количествах. Подумали, видать: когда хитово жили? Ответ нашелся сразу: Как когда? На сломе!!! Вот и взяли песни со слома эпох: в них еще есть советская радостность звучания и предвосхищаемые перемены. Ведь хотели же перемен. Хотели же дышать! Это уже с другого боку колит.
Местами песни впечатляют. Постановка хороша. Но здесь, в этом аспекте, впечатляет не Валера Тодоровский, а то, что он позаимствовал. Там, безумно будоражит волос на спине и ниже одолженный у пинкфлойдовской стены синхронный тик ребят в одинаковых одеждах. А там, нам нравится «Чикаго»! И еще, еще, еще чуть-чуть. Это покалывает снизу – где печень, приблизительно.
Так, с миру по сцене собрали музыкальный фильм. Сердце прихватило.
Не минусами едиными. Тодоровский передал эпоху – фон присутствует. Вот они – эти советские люди, которых усиленно делали ячейками. Все как один одеты. Все как они на заседаниях комсомола, в школах и институтах. Все, как один, презирали все чужое. Не терпели, а брызжа слюной, желали загрызть пришедшее. Не любили ближнего, сыновей и дочерей. Но верили в одно – в ясное солнце партии, строя, системы.
Стиляги – это аморфный протест. Тодоровский передал это довольно интересно – маленькие микросюжеты выстраивают общую линию, понятие о жизни ячейки в пике развития коммунизма в СССР. Тут вам и перепуганные интеллигенты-врачи, имеющие у выхода из квартиры сложенный чемоданчик с самым нужным в камере предварительного заключения. Через стену мамаша, злящаяся на дочь за то, что она, подобно шлюхе, надевает яркую одежду и делает укладку волос. Этажом ниже братишка презирает братишку за то, что он стиляга. Идеология была сильней любви к ближнему (к родственнику, к другу!). Система на миг разрушила христианское мировоззрение, убила в человека человеческое, оставив дрессированного зверя. Который по команде становится на задние лапки, а по другой команде – сожрет ребенка собственно рожденного.
Герой Алексея Горбунова, бывший лабух, спрашивает у Мэлса, который хочет купить у него сакс: «Ты что забыл, в какой стране живешь?» Он говорит, что в этой стране саксофон приравнивается к хранению и ношению холодного оружия. Саксофон – политически неблагонадежный инструмент. Таких колкостей в фильме есть!
За эклектичность реализации прячется, как по мне, колоссальное человеколюбие. Гуманизм. Христианское начало. Да как хотите! По средствам пришедшего в союзы стиляжничества я прочитал не яркие шмотки, джэээз или Элвиса (вернее, не только это), но и призыв любить того, кто рядом. Люди, не будьте волками! Тут нам и отец одного из главных героем Мэлса – сыгранный Гармашем – вернувшийся из фронта солдат, хлебнувший всякого, к тому всему заставший жену в порыве супружеской измены! Он не сдал назад, но начал жить с двумя сыновьями в коммуналке заново, веселясь и веря в будущее. Не выгнал сына с невесткой и новорожденным чернокожим! малышом. Сказал, что места хватит всем. Ведь места хватит всем в этой большой стране. Всем будет, где деться в этом большом мире. Не надо кушать друг друга в порывах дележа территорий, еды или самок – мы же не звери, а социальные, духовно богатые и суть себя создания. Давайте отвечать такому определению. Хотя бы каждый перед самим собой!
В целом, за немного кривоватым исполнением прячется интересный мотив человеколюбия. И, конечно же, любовь мальчика и девочки, о которых ни слова – смотрите в фильме! Это современное эклектичное искусство, но в нем, по-моему, есть смысл. Оно вторично, но интересно!
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →