фильм, получивший в 2008 г. Золотую пальмовую ветвь кинофестиваля в Каннах, описывает один учебный год одного класса в спальном районе французской столицы. преподаватель французского языка Франсуа и он же классный руководитель целый год мучается с группой разношерстных 13-14 летних учеников - китайцы, арабы, африканцы и местная белая гопота. правда, по сравнению с любой российской школой, ученики в этом классе выглядят настоящей интеллигенцией. что не мешает им систематически подкалывать учителя и вступать с ним в конфликты.
уже с самого первого занятия становится понятно, что легкой жизни у немного манерного и интеллектуального учителя не будет. школьники будут стремится всячески подорвать его авторитет. и к сожалению череcчур эмоциональный Франсуа ведется на провокации по обыкновению жестоких в этом возрасте детей. занятия регулярно прерываются на ссоры и вот уже даже правила грамматики становятся обоюдоострым оружием в этих конфликтах. запальчивый Франсуа старается доминировать с помощью знаний над непослушными учениками, пытается поставить их на место, укоряя в невежестве. интерес к предмету у учеников в общем-то невысок и занимаются они как и везде на автопилоте.
но центральным конфликтом становится эпизод стычки с приехавшим из Мали Сулейманом. красивый темнокожий парень (ах какие губы! - восторженно протянула одна из молодых кинозрительниц) постоянно пререкается с другими учениками, но и используется ими в качестве главного оружия для превращения урока в перебранку. но в отличии от других учеников поведение Сулеймана по настоящему девиантно и вызывающе. талантливый фоторассказ Сулеймана о себе и семье снискал заслуженную и может быть несколько преувеличенную похвалу учителя. но сам Сулейман остался к этому равнодушен.
и вот когда между Франсуа и Сулейманом происходит настоящая схватка - собирается педсовет. Канте показывал нам несколько раз сборы преподавателей в учительской, мы знаем их характеры и понимаем, что Франсуа самый мягкий учитель из всех них. до последнего защищает он своего ученика, которому уже выносили предупреждение. но в отличии от "12 рассерженных мужчин" преподаватели не оправдывают наглого подростка, чей отец грозит отправить его обратно в Мали. и вовсе не потому что, как сказал бы герой Михалкова в "12" - "ему там будет лучше".
где-то в середине фильма в классе появляется новый ученик, переведенный из другой школы явно за хулиганство. он немного старше других ребят и отчужден от них возрастом и положением новичка.
и этот перевод в чужую среду и является главным наказанием для таких хулиганов. Сулейману уже предлагали прекратить свои выходки, разговаривали в родителями, водили к директору. терпеливыми учителями было сделано всё, чтобы приструнить зарвавшегося ученика. и когда мы видим Сулеймана бредущего за матерью с педсовета и притихших учеников - становится понятно что класс, школа действительно стала семьёй для этих ребят и худшего наказания не придумаешь.
Канте описывает в своем фильме механизмы регулирования в европейском обществе. ведь не случайно в этот благополучный мир едут эмигранты со всех концов мира. в основе европейского общественного устройства по мнению Канте - столь притягательная и комфортная терпимость на личном и национальном уровне. но всегда существуют более обезличенные механизмы (такие как педсовет), которые не дадут подорвать авторитет и обессмыслить работу тех от кого зависит будущее страны.
конечно вопросы остаются. в конце учебного года к Франсуа подходит невзрачная чернокожая троечница и жалуется, что она не хочет идти в пту. но что может ответить учитель ученице, у которой нет тяги к знаниям? которая не ставит перед собой цели в жизни? вряд ли можно предположить, что система европейского образования будет нянчится с такими.
"Класс" один лучших и самых важных фильмов уходящего года. поставлен он по книге Франсуа Бежодо, написавшего сценарий и сыгравшего школьного учителя. впечатляет точность, натуральность и свежесть работы ансамбля молодых актеров, полностью соответствующих возрасту своих героев. сдержанная, но по-репортерски точная манера операторской работы. Канте блистательно продолжает традиции неонеореализма братьев Дарденнов и высоко держит марку европейского арт-хауса и статус европейского гражданина.
Community Info