Поэтому сегодня я решил написать свою рецензию (если мне позволено будет употребить столь громкое слово) на филь Балабанова «Морфiй».
В сообществе было опубликован не один пост на эту тему (некоторые я даже прочел), но, надеюсь, мое лишним не будет.
Возможно я не прав, но, как мне показалось, многие считают данный фильм экранизацией автобиографической прозы Булгакова. Что в корне не верно. Дело даже не в том, что в самом начале на экране появляется надпись «по мотивам…», а в том, что Балабанов снял филь не о молодом враче, а о революции. Булкаговский же текст послужил для него лишь материалом, сырьем. В качестве него могли бы выступать собственные или научные исследования, но художественный текст для кинематографической обработки подходит гораздо лучше.
Впрочем, это все не так важно. Можно грунтовать холст самому, можно взять уже готовый или даже с уже написанной картиной и писать поверх. Главное, чтобы результат был достойный. А вот с этим-то как раз проблема. Результат не очень.
Фильм, как булка тараканами, нашпигован аллегориями. Они разобраны тут http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1624404.html, повторяться не буду. Отмечу только, что в рассказе «Я убил», доктор Яшвин убивает не жидокоммисара, а петлюровца (вот, кстати, персонаж которому в фильме места не нашлось).
Если все аллегории аккуратно извлечь, то получится местами хорошо, а местами плохо снятая история про наркомана. И та часть этой истории, которая написана совместно с Булгаковым сильная, а та, что написана без него нет. Мне понравились лишь две сцены: тошнота во время фелляции и бегство из больницы (Арчибальд Арчибальдович уносил из обреченного «Грибоедова» балык, а доктор наркотики).
Если быстро пробежаться по сценам, то получится примерно следующее.
Вьюга сделана отвратительно. И погодные условия переданы плохо, и доктор Поляков оказался стрелком не хуже Азазело.
Сцены операций с одно стороны сделаны натуралистично, с другой…. Теплая любовь Булгакова к бабкам и тьма египетская переданы плохо. Можно, конечно, указать мне на мои же слова о том, что фильм не есть экранизация, но без всего этого остается один лишь натурализм.
Сцены в помещичьей усадьбе, в аптеке, с патрулем и пр. дружно машут балабановскими ушами, просто и доходчиво показывая, «что хотел сказать автор».
Из актеров очень понравился Панин в роли фельдшера, хотя обычно его терпеть не могу.
После «Морфiя» на всякий случай посмотрел «Мадагаскар-2». Что бы спалось лучше.
Community Info