www_burroughs (www_burroughs) wrote in drugoe_kino,
www_burroughs
www_burroughs
drugoe_kino

Categories:

Анализ фильмов Михаэля Ханеке "Скрытое" и "Забавные игры"

"Скрытое" Ханеке - это то, что скрыто в нашей совести. То, от чего мы любим открещиваться, раздражённо махая руками. То, что любим запихивать в подсознание и что потом выходит наружу в виде войн, экстремизма, нацизма, ксенофобии и других "измов".
В этом смысле картина Ханеке является исследованием психологии социума в упаковке триллера.
"Скрытое", на мой взгляд, представлено в виде четырёх пластов, которые мне удалось вычленить в картине.
1. То, что герой Отоя скрывает от жены, и что является не очень "красивым" элементом его биографии.
2. То, что герой Отоя скрывает внутри себя от самого себя. Это чувство вины, подлого поступка.
Слишком раздражённо и наряжённо он воспринимает эти посылки с кассетами и рисунки, что свидетельствует о волнении глубинных пластов его совести. Это говорит о том, что он персонаж не отрицательный, а сомневающийся, мучающийся на протяжении всей своей жизни и то, что он является представителем элиты, интеллигенции (в фильме он ведущий литературного ток-шоу) - является иронией и плевком в сторону начитанных людей, филологов, творческой интеллигенции в целом. Потому что начитанность не предполагает наличие развитого духа, просветляющего сознание и делающего человека способным к состраданию.
3. Скрытое, что является скрытым в коллективном бессознательном ввиде нетерпимости к людям другого цвета кожи, других традиций, исповедуемых религий. Для героя Отоя - это нетерпимость рефлекторная. Скорее всего, в идеологическом плане, он не является ни расистом, ни националистом, но случай с негром, его напряжённые истеричные, на грани физического контакта, беседы с отцом-арабом и сыном-арабом говорят о его ненависти и презрению на врождённом подсознательном уровне.
4. Скрытое на метафизическом уровне. Естественно, вопросы о том, кто посылал кассеты не имеют никакого смысла, потому что это имеет отношение к тому, что лежит за пределами человеческого понимания.
Естественно, их не посылал ни ребёнок героя Отоя, ни сын араба, ни кто другой из героев фильма. В координатах фильма это является проявлением абсолюта, в координатах нашей реальности - месседжем Ханеке, проявлением его как художника. По большому счёту, как "кто-то" посылает кассеты в фильме, показывая "скрытое" в обыденности зло, так и режиссёр фильма посылает нам кассеты/двд-диски с фильмом, показывая нам уже нашу реальность, как кинематографическую проекцию, со "скрытым" в ней злом, приравнивая тем самым себя к Творцу или проводнику идей абсолюта. В этом двойное дно фильма.
По сути, глубинность смысловых пластов в картине, выходя за пределы исследования психолгии социума, раскрывает соотношение реальности, изображённой на кассете в фильме, реальности самого фильма, нашей настоящей реальности и реальности, которая находится над нашей реальностью, показывая зеркальное отражение многовариантных реальностей друг в друге.
Например, мы сидим на диване в нашей повседневной реальности и смотрим присланную неизвестно кем кассету, на которой показана жизнь людей, так похожих на нас, которые смотрят присланную им, также неизвестно кем, кассету, на которой изображено тоже самое и так до бесконечности. Исследование соотношения бесконечных реальностей проявляется и в фильме Ханеке "Забавные игры".
По сути, это такие же забавные игры с реальностью. В эпизоде, где тощий отморозок перематывает окружающую его реальность назад, чтобы спасти своего напарника, он как бы выходит за пределы этой реальности, что свидетельствует о его принадлежности к инфернальным силам, не подчиняющимся
законам данной реальности.
Когда один из героев-отморозков смотрит в камеру и предлагает сделать ставки нам, зрителям, проникая таким образом уже в нашу реальность, это говорит также о том, что абсолютное зло наблюдает и за нами и также выходит и за пределы нашей реальности. Свидетельством этого является ещё и то, что сколько мы не перематывай плёнку/двд-диск, всё равно мы не сможем изменить концовку фильма. Если мы захотим что-то изменить в своей жизни в лучшую сторону, тот тут же может появиться абсолютное зло, которое перемотает время("плёнку") нашей жизни и вмешается в любые дела, в том числе и в благие. Эта метафора абсолютного зла, выходящего за пределы бесконечного количества многовариантных реальностей.

Фильм Ханеке "Скрытое", наряду с другими работами режиссёра, является одним из самых глубоких исследований психологии социума и его взаимодействия с абсолютными категориями бытия.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Recent Posts from This Community