Французский фильм «Версаль» является дебютом режиссера Пьера Шоллера, однако в это трудно поверить, ведь с первого кадра становится понятно, что перед нами совершенно зрелая работа.
Действие происходит на околицах современного Парижа. Молодая мать с ребенком спят на ступенях. У Нины (Юдит Челма) нет ни работы, ни связей. Ее сыну Энцо (Макс Бассетт де Мальглев) пять лет. Скитаясь, они попадают в город-музей Версаль. В лесу, близ знаменитого дворца, на окраине цивилизации, по соседству с такими же бедолагами живет в самодельной хижине человек по имени Демьен. Нина проводит с ним ночь, а утром оставляет Энцо и исчезает. Проходят дни и месяцы, мужчина и мальчик знакомятся, находят общий язык и живут в согласии. Постепенное сближение и установление по-настоящему семейных связей в сосуществовании этой пары, попытки Демьена устроить судьбу малыша, собственно, и составляют основу всего сюжета.
В целом Шоллер делает реалистичное социальное кино — и делает хорошо, потому что сюжетный и бытовой материал является не самоцелью, чтобы показать, как многие «критические реалисты», страдания обездоленных, а лишь поводом и фоном, чтобы рассказать трогательную в самом лучшем смысле историю о человеческих отношениях. Все актерские работы — безусловно, качественны, но настоящее украшение фильма — игра Гийома Депардье, который исполняет роль Демьена. Депардье-младший проводит своего героя через поразительные трансформации. Сначала это — бродяга, однако бродяга с принципами: живет в лесу не по воле своей злой судьбы, а руководствуясь убеждением, что он, Демьен — не животное, которого можно безнаказанно эксплуатировать на черных и плохо оплачиваемых работах. Он принимает ледяные ванны, тренирует свое тело, занимаясь физкультурой, поддерживает, как может, таких же, как сам — настоящий городской партизан современности. Потом, постепенно в этом мрачном, нелюдимом человеке начинают просыпаться качества, ранее ему не свойственные: ответственность, родительская любовь, нежность и в то же время способность вовремя уйти, чтобы не навредить будущему своего новоявленного сына. Причем все эти внутренние изменения Гийом сыграл блестяще, с тем уровнем естественности, который свойственен только очень одаренным исполнителям. В целом «Версаль» подтверждает явный рост таланта Депардье-младшего — судя по этой роли, он, очевидно, мог бы стать актером никак не худшим, а может, и лучшим, чем его отец.
Мог бы... Именно поэтому «Версаль» обретает особую тональность: этот фильм стал последней актерской работой Гийома Депардье. Он умер от пневмонии, которой заболел во время съемок нового фильма, 13 октября этого года в возрасте 37 лет.
Дмитрий Десятерик
Community Info