desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

“Шультес” (реж. Бакур Бакурадзе, 2008)

“Шультес” (реж. Бакур Бакурадзе, 2008)

КРАСОТА И ТРАГИЗМ БУДНЕЙ

51.55 КБ

Картина Бакура Бакурадзе “Шультес” является примером действительно европейского фильма, который резко выделяется в потоке российского кинематографа.

Сначала несколько слов о самом потоке. Не секрет, что сегодня подавляющее большинство российской, и, шире, постсоветской кинопродукции — это старательное, но все же довольно неуклюжее наследование голливудских образцов — не важно, что сами фильмы при этом могут представлять собой покадровое проявление ненависти ко всему западному вообще и американскому в частности. Сюжеты — или банальщина о Золушках обеих полов, которые выбиваются из грязи в князи, или о насквозь мифологических героях таких же мифологизированных войн. Одним словом, если это и фабрика грез, то не очень качественных и полностью вторичных.
Фильм Бакура Бакурадзе (учился на курсе Марлена Хуциева) от всех тех домашних радостей отличается разительно, как образец действительно европейского кино в том репертуарном окружении, которое европейским называться отнюдь не может.
“Шультес” — это история молодого парня, Алексея Шультеса (Гела Читава), который, попав несколько лет тому назад в аварию, утратив в ней любимую девушку и имея с тех пор хроническое нарушение памяти, переквалифицировался в карманника. Он живет со старой больной матерью, иногда посещает младшего брата, который проходит службу в военной части неподалеку от Москвы, деньги же добывает кражами — сначала кошельков, а после, вместе с соучастниками, серьезных дорогих машин.
Алексей — это человек без прошлого, его время остановилось — а остановка времени означает в том числе и остановку чувств. Именно потому это кино кажется на первый взгляд таким монотонным и неэмоциональным. Бакурадзе снимает в отстраненно-документальном стиле, выступает как достойный, мыслящий наследник (это важно — не как эпигон) французского мастера Робера Брессона. Это некая фиксация ежедневного существования, в котором есть только настоящее — ни будущего, ни прошлого, нет никакого развития. И при всем этом, в такой минималистской сдержанной форме режиссеру удается выстроить неуловимый вначале, но очень увлекающий ритм. Более того — чем дальше, тем больше начинаешь сочувствовать герою, который вот так потерялся в собственном одиночестве, который не знает (так как не помнит), зачем живет, — первая фраза фильма так и звучит: “Не помню”. Но по-настоящему сознаешь глубину несчастья Алексея, когда ход сюжета резко перебивает вставной видеофрагмент — послание девушки, которую Алексей обворовал, к закадровому любимому. Этот фильм в фильме и снят, и сыгран просто с блеском — девушка смешно, искренне и трогательно поет, не просто признается в любви, но и рассказывает о жизни, которая у них будет. Это можно воспринять как послание Алексею из иного мира, где существуют любовь, домашний уют и другое. Но в действительности это как раз напоминание о времени, вне которого существует Алексей, это мини-поэма во славу текучести бытия, в котором прошлое, настоящее и будущее создают волшебную, животворную триаду, где никто не забыт и не утерян.
Итак, у Алексея есть только один выход — придумать себе жизнь, биографию: потому он так убедительно врет об обстоятельствах своего травмирования в разговоре с врачом. Он может вырваться из проклятого круга безвременья, но для этого у него есть лишь одно средство — осуществить нафантазированное в реальности, пускай и с риском для себя. Именно поэтому он идет на самоубийственный поступок в конце фильма, и его история действительно обретает бешеную динамику, однако то, что будет дальше, остается за кадром.
В том есть особая красота: история не замыкается безысходно сама на себе, ее завершает выдумка Шультеса, ставшая реальностью, — другими словами, именно герой и режиссирует под конец то, что с ним происходит. Поэтому в трагичности финала проблескивает хрупкая надежда — ведь круг, в конце концов, размыкается в спираль. Возможно, даже — направленную вверх.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →