Екатерина (katerina_lo) wrote in drugoe_kino,
Екатерина
katerina_lo
drugoe_kino

Categories:

"Необратимость" / "Irreversible"


Название: Необратимость 
            Оригинальное название: Irreversible 
            Год выпуска: 2002 
            Жанр: Триллер, детектив 
            Выпущено: Lions Gate Films 
            Режиссер: Гаспар Ноэ 
            В ролях: Моника Беллуччи, Винсент Кассель, Альбер Дюпонтель, Джо Престиа, Филипп Наон

«Ответ Космической Одиссее 2001 Стэнли Кубрика»

Все что вы читали и считали о «Необратимости» Гаспара Ноа – забудьте – это лишний багаж, потому что фильм не о жестокости и не об сексуальных извращениях. Даже не совсем о необратимости времени и ни о причинно-следственной связи.
Эта картина поглубже и пострашнее, чем трах в переходе. Жестокость и насилие – есть основной принцип творения. Насилие и есть причина эволюции человеческого сознания. Насилие – это принцип через который творит абсолют мироздания. Короче говоря «Необратимость» - это ответ режиссера Стенли Кубрику. Мысли Гаспара Ноа подхватывают идеи, заложенные Кубриком в свою экранизацию. Чтобы понять грандиозный замысел Ноа, стоит пристально вглядеться в самый конец картины: героиня Моники Беллуччи Алекс сидит под плакатом к фильму Стенли Кубрика «Космическая Одиссея 2001» - стоит заметить, что плакат смотрится очень ярко и странно своей фантастичностью и никак не мог попасть случайно в кадр. Тем более что в наше время странно вешать влюбленной паре дома плакат фильма 40-счем-то летней давности. Плакат не просто случайно попадает в кадр – он попадает туда дважды, медленным проездом. Да еще и протянута ассоциация от содержания изображения на плод беременной героини – элемент короче говоря плотно вплетен в фильм. Просто этот плакат – указатель – маленькая лазейка понимания для умного и внимательного. 
Рецензия Екатерины Лоно

            Разум, абсолют, принцип по которому вершится творение – вот тема обоих фильмов. 
            Аллюзия на творение Кубрика не единственна – она вездесуща, пронизывает весь фильм. Даже способы съемки фильмов одинаково гравитационно-революционны. Немыслимая операторская работа, когда верх становится низом, объединяет картины единой стилистикой съемки: у одного плавающие в пространстве космонавты, у другого зависшие над полом на цепях педики – и то и другое достижения современного человека – современника событий «Космической Одиссеи 2001». Человек достиг высот своего развития: проститутки на улице в «Необратимости» уже научились соединять в себе оба пола, став гермофродитами.
             Главные отличительные характеристики обеих картин вторят друг другу – ведь ни для кого не секрет, что Кубрика бы мало кто запомнил, если бы не революционная работа оператора. В «Необратимости» работа не менее великолепна: нервозные полеты камеры в будто лишенном притяжения пространстве. Ноа правда совсем повториться не мог – его бы тогда никто не запомнил, после мэтра – поэтому фильм обогатили легендарные 9 минут и 20 ударов в яблочко. 
            И ведь если присмотреться, то даже сам космос в обоих фильмах… Если научиться пользоваться пультом, нажимая стоп-кадр, то мы увидим в конце «Необратимости» между белыми вспышками на экране космос и галактику. Оно понятно, что зритель активно пользует пульт при просмотре этого фильма во время 9-ти легендарных минут изнасилования Моники Беллуччи в переходе, превращая эти минуты в тайно вожделенные полтора часа. Неплохо было бы, удовлетворившись, хоть один раз досмотреть кино до конца и присмотреться, что ж там мелькает такое. А мелькает именно наша с вами родная галактика – мерцает в белом сиянии космического разума. Фильм кубрика кончался сопоставлением Земли с эмбрионом – у Ноа с беременной «плакатом Кубрика» материю сопоставляется целая галактика. 
            Галактика есть и у Кубрика; разница лишь в том, что у Ноа она за завесой белого мерцания, а у Кубрика сам герой влетает в сияние галактики в конечном экзистенциальном броске разума. Оба фильма кончаются белым – белая комната, белое сияние. Но лозунг Гаспара Ноа «Время разрушает все» скорее является еще одним из уже многих указателем, отсылкой на орбиту вокруг которой построена картина – на фильм Кубрика, ведь в нем идея белой комнаты именно в том, что «Время разрушает все». Только вместо чудесных космических пейзажей Кубрика у Ноа мы видим откровенное высказывание о том, что такое этот самый разум, сошедший на обезьяну и сделавший ее человеком. В «Одиссее» первое, что происходит по снисхождении разума в обезьяну-предка – это насилие: примат забивает до смерти другого костью, которая потом взлетев становится высшим продуктом человеческого сознания – космической станцией. Да и вообще весь фильм Кубрика пронизан насилием не меньше, чем «Необратимость»: вначале смертельная жестокость среди приматов, затем «эпидемия», убийство спящих космонавтов массовое, убийство в открытом космосе и наконец убийство вообще искусственной жизни. 
            Человек разумный у Ноа – самый быть может разумный среди присутствующих в фильме – забивает до смерти огнетушителем друга насильника. Так начинается «Необратимость». В этом все тот же принцип насилия, что и у Кубрика: сознание, несмотря на степень своего развития, развивается и постигает исключительно путем насилия. Власть над другим разумом, человеком через крайнюю степень жестокости – вот что движет эволюцию человеческого разума. Именно насилие формирует все исторические вехи человечества. Именно насилие формирует «Космическую Одиссею 2001» и «Необратимость». Именно благодаря насилию мы их смотрим – ведь не зря люди, цель которых продать фильм, указывают на обороте упаковки «Необратимости» о том как рвало международное жюри и сколько минут анально насилуют в фильме Монику Беллуччи. 
            Но именно вышеперечисленные визуальные прелести и ставят зрителя в неловкое положение, сквозь которое он не в силах разглядеть красоту и гениальность всего замысла «Необратимости». Чтобы лучше понять этот замысел – следует влезть в кожу француза – только не Ноа, а другого – Антуанена Арто. Это известный создатель театрального визуального искусства жестокости. Арто пропагандировал, что «…сама жизнь проявляется только как некая форма суровости, т.е. глубоко скрытой жестокости, которая неумолимо и любой ценой приводит все к своему концу…». 
            Ноа, как образованный француз конечно же знал об Антуанене Арто. А Арто знал даже о восточной традиции и ссылался на ее Брахму, который творит жизнь мироздания через собственную смерть и разложение. По Арто даже «эротическое желание – жестокость, поскольку оно сжигает все преграды». 
             «Необратимость» как и Арто говорит о жестокости и насилии, как движущих силах бытия, разгоняющих своим потоком страстей всю эту галактику. Это принципы, на которых держится все. Ноа рассказывает о том, как обретение человеком сознания и вступление в игру со временем, провоцируют на насилие, чтобы отделаться от ощущения собственной смертности. Насилие – вот оружие человека против времени. Человек убивает – значит управляет временем существования другого человека, значит как бы иллюзорно становится господином времени и больше не боится собственной смерти. 
            Впрочем, условия этой игры равны, ведь и само время насилует человека старостью, неизбежностью, необратимостью. В картине мы как раз и видим, сначала как люди пытаются через насилие преодолеть время, а потом (в конце) как время насилует их спокойным и идиллическим течением к необратимости. 
            Разрушение, насилие – это главные принципы самотворения жизни, иначе творить будет нечего. Насилие – это форма зарождения всего. Зарождения сюжета. Зарождения действия – и не только этого фильма. Не даром насильник требует от Алекс сказать «папочка» - сам фильм начинается старым гомосексуалистом, который вспоминает что насиловал собственную дочь. Все это архетипические формы насилия творца над своим творением. Кубрик показывает нам этого творца в абстрактных формах, а Ноа – натуралистических и реальных. «Необратимость» говорит о насилии над человеческой природой самих условий существования и жизни – природой, которую символизирует Алекс: вспомним ее в конце лежащей на лоне природы. 
            Именно обо всем этом ночная одиссея «Необратимости» Ноа по Миру хаоса и разложения, который царит в человеческом разуме. Режиссер показывает куда завело человека воспетое Кубриком разумное существование: какого прогресса оно достигло и в какой мрак погрузило человека. Насилие и разрушение правят человеком и его прогрессом – от обезьяны и до подворотни современности. Извращение – вот форма самого глубокого познания собственной природы человеком. Ноа совершенно очевидно ставит насилие на первое место, как самое полное раскрытие человеческой естественности. Где как ни в клубе «Прямая кишка» эта естественность раскрывает себя более полно в современном Мире? И когда Пьер говорит Маркюсу в клубе «Ты ведешь себя как животное – ты теряешь человеческий облик» - очевидна задумка режиссера показать ту границу подарка высшего разума, которая отделила человека от обезьяны. Но так ли далек человек? Нет сомнения, что именно извращенность и насилие кредо и главное достижение одиссеи человечества, ибо животные не извращаются, не насилуют ради удовольствия, не разрушают себя сознательно – в отличие от всех героев фильма. 
            И нет никаких назидательств о том, что произошедшее с Алекс, это отклик на отношение к ней Маркюса. Нет, нам показывают на вечеринке лишь еще одну форму человеческого бегства от себя и внутреннего своего отсчета времени. Цветовое решение пространства и его освещения тут напоминает те цветовые потоки, через безумство которых пролетает герой «Космической Одиссеи 2001» - только если там этот полет символизировал выход за пределы бесконечности, то в «Необратимости» человек уже за ними и будущее уже присутствует в настоящем: вещий сон, рука которую Маркюс отлежал, его предложение Алекс анального секса и т.д. Тут мы возвращаемся к решению картины – обратному порядку. Обратен он и в высшем пике сюжета «Космической одиссеи 2001» - там в белой комнате на постели из старика герой превращается в младенца. Именно от такого познания себя от смерти к истоку отталкивается и Госпар Ноа в решении своей картины, подхватывая им замысел Кубрика и отвечая своей необратимостью. Когда Алекс и Маркюс просыпаются, каждый уже ощущает то что произойдет: сон о переходе, рука которую переломают позднее. Будущее исчерпано – одиссея пошла на второй круг и снова развивается из младенца в высшее существо. Это понимание сущего по Ницше – не иначе как его Вечное Возвращение. И цикл этого возвращения равен не более чем одной белой вспышке – потому нам не заметен, кроме как в случайностях и совпадениях, вещих снах и предчувствиях. Не даром в сцене покоя в любовных объятиях Маркюс говорит о мести слона, пожирающего своих слонят – в такой форме Ноа упоминает Кроноса – бога времени, пожирающего своих детей. Аналогия более чем в тему картины о насилии над творением. Неслучайно во всех мифологиях мы находим повторяющийся множество раз у разных народов миф о разрезании великана-первочеловека на куски, или расчленении божества и как из всех этих кусков произошли стороны света, животные и люди. Эти мифы, одинаковые по всему Миру повествуют об одном – творение есть ничто иное как разрушение и расчленение на разные формы – насилие. Именно поэтому Гаспар Ноа решает картину вспять, чтобы насилием сформировать обыденность любовной идиллии. Наконец чтобы дойти до самого начала творения – галактики, где разрушение, горение солнца – причина жизни всего. Главный закон творческой силы мироздания – разрушение. Поэтому эссенция картины Стэнли Кубрика в движении от старика к эмбриону. По следам Кубрика же история главных героев выходит за рамки конкретных личностей и их жизни, в конце картины вырываясь в космос и становясь историей творения, историей о космическом принципе и человеческом разуме, а не историей о конкретном насилии в красном переходе. Насилие выходит за рамки личной истории героев, становясь абстракцией и законом самого человеческого развития.

ЛОНОРЕЙТИНГ: 

            Образность: 5\5 
            Реализация сверхзадачи, идеи: 5\5

Художественный посыл 
            Социальный:
            Экуменистический:
            Гуманистический:
            Психоаналитический:
            Философский:
            Новаторский: +

Оригинальность: 5\5

Использование киновыразительных средств 
            Операторская работа:
            Монтаж:
            Работа художника:
            Музыка:
            Цветовое решение:
            Актерская игра: +

 


Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →