Максим Товкач (maxim_tovkatch) wrote in drugoe_kino,
Максим Товкач
maxim_tovkatch
drugoe_kino

Category:

"Фадо" (Fados), реж. Карлос Саура

«Жить, обнимая фадо, умереть, обнимая тебя, мой возлюбленный цыган», – поет с экрана молодая женщина. Я сижу в практически пустом зале, цепенея от восторга. Новый фильм Карлоса Сауры, главными героями которого стали фадисты и фадистки – исполнители музыки в традиционном для Португалии стиле фадо, переполняет меня эмоциями, как мало что до сих пор.

Карлос Саура, дебютировавший еще в 50-ых, давно уже является общепризнанным мэтром мирового кинематографа. Поэтому вряд ли кого-то должно удивлять, что прославленный испанский режиссер вдруг признается в любви традиционной португальской музыке. «Фадо» – это фильм-концерт, музыкальный киноальманах, снятый одним человеком, кинематографический перфоманс, сотканный из пения, танца и визуальных образов. В картине приняли участие многие известные португальские и латиноамериканские исполнители – Мариза, Камане, Карлос До Кармо, Каэтано Велосо, Лила Даунс, Тони Гарридо, Чико Буарке. Вместе они создают живой и многоликий образ целого музыкального направления, имеющего глубокие исторически корни, испытавшего и продолжающего испытывать на себе самый разные влияния.
Фадо возникло в начале XIX века в тавернах и борделях бедных португальских кварталов, наводненных многочисленными выходцами из колоний. Каждый из них привез с собой частицу родной культуры, национальные ритмы и напевы, что, сливаясь и дополняя друг друга, породили новую уникальную музыку. Традиционное фадо исполнялось под аккомпанемент гитар и мандолин. Ритм отбивался барабанами и тамбуринами. В этой музыке было что-то от фламенко, что-то от африканских плясок, что-то от европейских средневековых мотивов. Пели первые фадисты о своей жизни, которая редко когда была счастливой. Поэтому-то их песни почти всегда были наполнены неизбывной печалью – о безответной любви, об умершей фадистке, о предающих друзьях, о впустую прожитых годах, об утраченных воспоминаниях. Лишь иногда вспыхивало что-то, и фадо вдруг становилось озорным и игривым.
Современное фадо органичным образом вобрало старые темы, присовокупив к ним всю гамму современных ритмов. Оно теперь может звучать как в своем исконном виде, так и в фортепьянной или электронной обработке. Фадо способно быть даже хип-хопом. Под звуки фадо можно поставить авангардный балет. Неожиданно, преисполнившись гражданским чувством, лирическое фадо может обернуться революционным гимном. Хотя почему вдруг? Одна из главных тем, о чем пели и поют фадисты, – любовь к отчизне, любовь к Португалии. Их Португалия раскинулась через океаны и континенты. Она везде, где звучит португальский язык. И вот уже Амазонка и Замбези вливаются в Тежу.
Как и двести лет назад, фадо продолжают исполнять самые обычные люди. Существуют клубы, так называемые дома фадо, где любители музыки собираются, чтобы выступить самим и послушать остальных. Стоит только одному певцу закончить куплет, как мотив тут же подхватывает другой. Часто во время таких встреч, как и в старину, устраиваются певческие поединки. Впрочем, сейчас на этих соревнованиях не выявляют победителей. Поединки служат лишь данью традиции, объединяющей миллионы людей во всем мире.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Community