tyler87 (tyler87) wrote in drugoe_kino,
tyler87
tyler87
drugoe_kino

Categories:

"дохтур" Хаос ("Морфий")


После просмотра мнений о фильме (как матерых кинокритиков, так и простого люда) в голове вдруг всплыла картинка. Самоирония американского народа на своих псевдоинтеллектуалов. Например, спрашивают у какой-нибудь фифочки мнение о "Черном квадрате" Малевича, а она отвечает с большими паузами через каждое слово: "Это было... эээ... глубоким,.... выдающимся, и... эээ... претенциозным..... да, претенциозным!"

Вот эта способность давать нелепые, несвязные обобщающие слова в единое мнение о фильме Балабанова позабавили меня. Ибо я после просмотра оказался под таким напором эмоций и переживаний, мыслей и тревог, что уже неделю спустя не могу выстроить для себя фильм, и тем паче выразить его смысл в двух-трех эпитетах. Поэтому постараюсь выразить свои впечатления по мере просмотра, ибо это одно из немногих произведений сегодня, которое заставляет думать, в том числе и писать это строки. Надеюсь на объективные комментарии и обход апологетики творчества Алексея Балабанова в целом.

Итак, первая сцена - прибытие поезда на провинциальную станцию. Автор первыми же нотками "Снежной колыбели" Александра Вертинского погружает зрителя в сон, в объятия Морфея, укутывает его снежным покрывалом. И это поезд с заиндевевшими ступенями вагонов, и хмурый проводник - часть этого сна. Появляется герой - в круглых очках, худой, с охапкой чемоданов. Кому как, а мне почему-то напомнил Джонни Деппа из "Мертвеца" Джармуша, который также на поезде прибывает в глухой уезд, на самом деле в подтексте сюжета просто начиная путь в объятья смерти. Но то была другая история.

Герой этот - "дохтур" Поляков, Михаил Алексеевич (кстати, у актера Бичевина сходство с молодым Михаилом Афанасьевичем Булгаковым явное) - осваивается на новом месте, даже пытается спасти какого-то мужика, но тщетно, рискует подхватить заразу, мучается от аллергии на антидот, и в дальнейшем - от физической или же от психической боли и раскаяния - просит медсестру (Дапкунайте) вколоть ему морфий.

На этом, собственно, заканчивается Булгаков. В ход вступают уже "3Б" - т.е. коктейль из Булгакова, Балабанова и Бодрова-младшего (сценариста фильма). Начинается полноценная работа и жизнь доктора Полякова. С ее маленькими радостями, несчастьями, переживаниями, с любовью и отвращением, с наслаждением и апатией, приключениями и скукой - в общем, все как у всех. Одно "но" - герой уже не невинный мальчик, прибывший на вокзал в начале фильма, а морфинист, который скатывается все ниже и ниже в бездну отчаяния и самоуничтожения.

Об актерах. Бичевин - настоящее открытие. Дапкунайте - стандартно здорово (классическая сегодня роль подружки наркомана, которая подсаживается на дурь сильнее самого наркомана). Гармаш, Панин - нестандартно здорово, хотя герой Андрея Панина, как и Алексея Полуяна, как-то теряется в сюжете. И еще запомнилась девочка, которой доктор отрезал ногу. Ангелький взгляд, пронзительный, в самую душу.

Фильм по сути показывает эпоху, когда интеллигенты сидели на морфии или опиуме, слушали Вертинского или Юрьеву,  читали наизусть стихи Блока или Гумилева, называли друг друга на "Вы", курили длинные папиросы, собирались вечерами в гостиных при свечах, пили шампанское и водку, говорили о социализме и революции... И сама картина - такая старая пыльная граммафонная пластинка, которую включаешь - и забываешь, что за окнами мчатся автомобили с сиренами, звучит за стенкой попсовая мелодия, а по телевизору говорят о нацпроектах и "единой россии". Ты погружаешься в эпоху, герой которой - молодой порочный врач-морфинист, прекрасный и ужасный в своем пороке. Он сам себе и судья, и палач. Обманул и большевиков, и комиссара-еврея, и больничных медсестер, и даже саму смерть. И зрителей. Его самоубийство в кинотеатре так по-балабановски надрывно, что кожей чувствуешь - достанешь ствол и застрелишься - твой сосед отреагирует так же, как на экране, ибо желание "ржать" никуда не исчезло. Интересный, впрочем, не удивительный факт, что в зале находилось отсилы человек 10, тогда как народ толпился на какие-то бездарные комедии отечественного производства. И как то вдруг пришла мысль, что морфий сегодня так же актуален для ухода от реальности, как и в 17 году. Но нет, там была своя эстетика, свой "Бананово-лимонный сингапур", совсем другая эпоха...

Что ж, эпоха ушла.
Жизнь продолжается...
Жизнь продолжается?
Жизнь?

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →