Екатерина (katerina_lo) wrote in drugoe_kino,
Екатерина
katerina_lo
drugoe_kino

Categories:

"Юрьев день"

Оригинальное название: Юрьев день
            Год выпуска: 2008
            Жанр: Драма, семейный
            Выпущено: Россия, New People, Rohfilm
            Режиссер: Кирилл Серебренников

В ролях: Ксения Раппопорт, Евгения Кузнецова, Сергей Сосновский, Сергей Медведев, Игорь Хрипунов, Владислав Абашин, Юрис Лауциньш, Ульяна Лукина, Ольга Онищенко, Наталья Батрак

«Дурьев день»

Кирилл Серебрянников решив стать истинно русским художником и гласом Руси, от этакой сверхзадачи подался с дуру в Гоголи и Достоевские. Впрочем зачем рыхлить новую почву, когда вот она родная – еще Гоголем и русскими писателями вспаханная? Только создавая свой крестьяно-христианский шедевр, поленился-таки вспомнить, что Гоголь тот же писал свои «притчи» в отстраненной манере, прибегая к гиперболе как выразительному средству, но не забывая опираться и на сатиру – и от этого выходило у русского писателя все достоверно.
            Чрезмерно большая серьезность происходящего снятая с неимоверным трагизмом приводит в ступор любого зрителя, потому как то что творится в картине «Юрьев день» всерьез вменяемому человеку не воспринять. А именно: где глубокоуважаемый режиссер видел в наши дни такой срачь в котором оказывается главная героиня Любовь (произносить очень помпезно и по-русски)? Можно поверить, и верится Сокурову в «Александре» где показана Чечня и срачь имеет место быть хотя бы потому что это место военных действий. А у Серебрянникова? Где это такой городок на РФ, чтобы в нем не было ни одной палатки за пивом сбегать, ни выбора в магазине, ни сапог, ни медикаментов – короче ничего. Если бы нам показали такое место где-нибудь средь двух берез в непролазной тайге, то можно было бы еще озадачиться, но «Юрьев день» происходит всего 200 км от Москвы – можно было бы поверить, если бы происходило действие в начале распада Советского Союза, или сразу после него. Но где ж на такую помойку в наши-то дни можно наткнуться? Конечно проще отмахнуться – притча дескать, но а коли притча, тогда б и надо соблюдать жанровые особенности:
пожрать элитного русского кина            полную условность неизвестно где в России такого городка и в неизвестном времени – без названия и километража конкретного.
            Тогда бы вся эта эсхатологическая пафасность как ком в горле бы не застревала: краска для волос в городе дескать одна и одного цвета – такая что в кровь на волосах русских женщин, а не просто рыжий. Да и женщины впрочем все едины – головы у них не седеют, а кровью окрасились – образно, сильно – только вот не вяжется с логикой жизненной а потому глупо. Город-то конкретно в 200 км от Москвы, а живут в нем как в полярной тундре.
     

       Словом философскаяпритча всегда можно отмахнуться, только вот притчевость подозревает определенную форму. Даже Гоголь по следам которого Серебрянников потопал не давал своим захолустьям названий и точностей расположения, не указывал координат и объездов, потому что имел ввиду обобщенность и правильно пользовался притчевым повествованием. Ну а Кирюша? Чем дальше, тем больше в хлев. Известная народная артистка, заслуженная к тому же, оказавшись в этом аппендиксе ведет себя так словно и ждала в глухой тайге пропасть. Когда исчезает ее сын, она не звонит в Москву за помощью – ладно муж 15 лет назад у нее умер, но так что ж знакомых у нее нет? Коллег? Героиня просто тупо сидит и ожидает, пока ее сын то ли из пространства вывалится, то ли прямо из хлева вылупится этого. Прямо-таки высиживает.
            Догадаться подойти к телефону на звонок из германии героиня может, а вот помощи у московских знакомых попросить, будучи известным человеком – никак. Ей и так видимо отрадно. Ищет она своего сына как мать любящая, а подмогу позвать ума не хватает – видимо из-за пагубной подсадки на самогон. Все ее в лицо узнают по клипцам из телика, а искать ее многочисленные импресарио не собираются – так и опускается по самогонной скользкой дорожке. Довольно странная логика – впрочем притча: в России человек исчез и все – все равно забывают быстро. Только вот вопрос остается: а что ее родители, близкие – никого нет? И снова притча приходит на помощь и отпустит как батюшкино наставление. кровь Руси МАТУШКИИ!Только зачем уж тогда задавать в притче конкретные названия, фамилии и имена? Если уж притча – то гони максимальную условность героев и места действия. А то получается Серебрянников как танцовщица которая переодевается прямо на сцене, приплясывая одновременно и румбу и танго крутя – мы вам и триллер слепим – колхозный хоррор – и мистику и детектив. А притчей всю логику заткнем как шпатлевкой. Главное сейчас покажем, как самоотверженность и жертвенность русской женщины велика. Как она – светская дива – вдруг архитипической матерью всей Руси обернется. Как начнет силой своего голоса утки старикам в палатах колоть, пол в гадюшнике заразном дезинфицировать, отморозкам озверелым еду таскать да во всех сыновей узнавать своих и на жертвенный алтарь взбираться – родина мать таки встает! Вот она получилась у режиссера: мать всего народа! А сын ее – станет всеми сыновьями русскими сразу: и убогими и дебильными и монахами и мужиками в поле и зеками обдолбанными – сколько еще в этом городке найдется персонажей?
            А что от зрелища с туберкулезниками простите блевануть посасывает, а она туда как на банкет идет – ничего. У оперных закал такой – и в Москве вытрезвитель грести полной грудью приходится. Или в Большом театре условия те же? А может в общественном туалете подпивала по ночам после репетиций – так, не из надобности да по нужде, а от широты души.
            Откуда такая закалка к зловониям у светской львицы взялась – неясно. Хоть бы помучилась, пометалась от такой жизни. А то ведь нет – за ухо заложила и завыла арией. Любая женщина, да ж если б сама в гадюшнике таком родилась – завыла бы от кошмара. Так нет, это же мать великая всея Руси – раз и сразу к вони и голодным зекам-сынкам припала. Плевать, что выглядит недостоверно – главное идея всеобъемлющая: принять на свою головушку судьбу всей России многострадальной. А что сын растворился в сынах всея – тоже идея гениальная. А почему пропал – неважно. У Антониони то же ведь в «Приключении» героиня пропадает и ничего. Только Антониони все же задает условия и возможности логики, в которой его герои и путаются: остров, океан, в воду сорваться могла. А здесь неважно: Русь и Юрьев День – кто хочет растворяется прям как дух святый. Только вот у сына героини явно желания в этот город ехать не было и растворяться тоже – так, по дурости ляпнул. Ну и ладно – это для конфликта. Конфликт тот еще: сын не сын какой-то а любовник. 21 год а с матерью общается как в рассвете пубертатного периода.
            От просмотра этого фильма постоянно возникает маниакальный синдром – вместо единения со всеми слоями общества русского мы получаем жуткую боязнь: вот от Москвы на 100 км отъедешь и все – будешь волосы остаток жизни одною рыжей краской мазать и станешь коллективным достоянием. Не притча, а мухосранский хоррор какой-то. Страшно жуть – хотя ездят люди вроде за 200 км от Москвы и ничего. Даже помидоры с мандаринами зимой там покупают.простая русская истина
            Говорят фильм в Венецию буксировали… как-то за Россию обидно. Оно понятно что остросоциальный режим на фестивалях потребен, но все ж не после Мировой Войны дело-то происходит. А то ведь зарубежные коллеги и вправду поверят, что у нас только ватники да сапоги – очень такие экзотические условия жизни. Напоминает как Россию в 90-е американцы в кино показывали – типа снятый каким-нибудь Дольфом Лунгреном фильм про Россию, которую он видел только как Москву в которую проезжал мимо деревенек в похмелье на своем Кадиллаке с тонированными стеклами. А потом кино снял про Россию-матушку. Кто ж еще мог в наши дни увидеть задрыщенск где в продаже есть только сапоги резиновые да ватник? Даже в резервации слепых инвалидов почти в 200 км от Москвы продаются продукты, люди работают и даже джинсы носят! Такая Россия может быть только в гомерическо-гиперболической трагикомедии. Понятно, что снимали ради золотой кинораспальцовки, но нельзя же сводить Россию к состоянию Хиросимы после сброса.
            Сдается, что господин Арабов достал сценарий конца 80-х начала 90-х, переправил даты, подмахнул мобильные телефоны и пустил в оборот. Даже в Магадане люди живут веселее, но это Магадан. А тут господин Серебрянников с группой могли бы выползти на 200-й км и посмотреть воочию – дурят людям башку, выбивают слезу из французского и итальянского жюри на фестивалях и народ в кино подтягивают: идите дескать мы покажем как вам плохо живется. А то что это полный параноидный бред фестивальный – это хрен два скажут. Это пусть Ким Ки-Дук, его китайская рожа, признается.
            Ну и конечно ребята сами себя же сделали. Городок то непростой – городок то уездный: недалеко и прямо на Золотом Кольце стоит со своим Кремлем. А как известно туда туристы ой как охочи ездить. И что вы думаете? выпей-нехочуТам где Багратион да Русь на золотое колечко насожены нет рабочих мест и процветающего бизнеса? Этот сценарий о провинции пост-перестроечного периода когда и в Москве сахар давали по талонам. Просчитался великий сценарист Арабов, доставши из-под стола сценарий 15-летнего настоя так сказать. Он этот сценарий втюхать и Сокурову пытался, только вот тот умный – снял свою «Александру» без Арабова, но по настроению и идее очень схожую с «юрьевым Днем». У Сокурова правда с логикой все нормально, хотя и певица тоже оперная и мальчики голодные. Да и мистика у Сокурова позубастей будет, а не нафталином и пылью пропахшая. Но вернемся от старьевщика Арабова к красотам «Юрьева Дня».
            Из достоинств можно отметить сдержанный стиль музыкального сопровождения. Да и вообще звуковое решение картины удалось. Подбор актеров, кроме мальчика, типажности… так или иначе взаимоотношения сына и матери совершенно недостоверны – вроде взрослый – сам уже должен машину ей задирать, что б колесо перекрутить. Неплохи образно-символические построения в картине: дебильно выезжающая из тумана старуха в начале, как выражение судьбы жителей этого городка. Река, которая походит на реку забвения. Кстати рюмочная упомянутая в этой картине и в которой происходит один эпизод – еще раз указывает на устаревший сценарийю. Даже если не брать Золотое Кольцо – по всей России не осталось уже рюмочных – они стали кафешками, или палатками. Так же как и все красоты российские типа Кремля и церкви давно уже прошли реставрацию.
            Эпизод же со священником, хоть снят и забавно, только еще раз показывает неадекватность картины. Подобные реставрации стали уже привычным зрелищем и удивят если только инфантильное венецианское жюри. Этот эпизод опять же подтверждает скорее экскурс в 90-е годы России. Но экскурса сего в картине нет. В фильме все происходит в наши дни и это подчеркивается.
сценарные наработки г-на Арабова            Неплоха убитая птичка, собака черная и бегущая хороша и т.д. Только вот вся эта роскошь образная не вплетается в ткань сюжета. А рассуждения героини: «Мы приехали лет на 20 назад» - скорее отражает ее ментальное ощущение. Если бы создатели действительно опустили героиню в глубины жизни 20-ти летней давности в условном времени и пространстве – мистично так – это бы все склеило. В данном же случае остро социальная нужда по большому и духовная опустошенность нужды по малому кажутся устаревшими, ибо туман в картине рассеивается и время оказывается настоящим, а не потусторонним.
            Хорошо, несмотря на наигранность, дело с разными ботинками и переплетение с монахом, который явился в разных ботинках в церковь. Только вот нас тыкают мордой в эти ботинки вначале совершенно необоснованно и придурковато – чтобы потом продвинуть великую идею о всеобщности русского духа.
            Проблема с местным рынком и Надиром – тоже устаревшая. Было время, когда россиян так волновал вопрос тотальной власти Надиров над палатками, рынками и магазинами, но это в прошлом. Хотя по-видимому это неизгладимая травма господина Арабова?
            Символизм звона в колокол тоже очень интересен, как и весь символизм в картине: горящий куст и пламя которое проецируется на ее изображение в телевизоре – очень образно. Только вот не в жилу, не в жилу все. Ибо создатели слишком увлекаются реалями прошлого и остросоциальной тематикой. И эту душещипательную социальность раздают как великую мистику и тайну русской души. Вот и получается в конечном счете и не мистика и не глубокая философия, а социальный памфлет и гогляниада в обертке неадекватной для такого сюжета.
 любовь отдыхает           Андрюша растворяется в багратионовском времени – только причем тут багратионовское время? Дескать Русь как тогда, так и сейчас осталась? Довольно избито. И написано и переписано русскими поэтами и писателями бесчисленное количество раз.
            Способ съемки: деформация пространства как реальности – мы наблюдаем неоднократно. Только у Сокурова в том же «Молохе», где видимо сценарист и подучился, это выглядит адекватнее. И такой способ съемки залили в «Юрьев день» по совету матерого режиссера – причем на такой стадии, когда уже не вычистить все лишнее, а остается только воспроизводить.
            Абсолютную ампутацию логики повествования мы видим в еще одном душераздирающем эпизоде, когда Любовь приносит туберкулезникам сваленным в одну палату на 100 человек еду. Особенно, когда зеки заинтересовавшись ее женскими прелестями, хотят ее поносиловать, а мешает этому косой и слепой как крот мужичек с ружьем. Абсолютно понятно, что такая банда голодных мужиков просто исхитрилась бы способом дать охраннику по голове и растерзала бы эту великую артистку по гланды. Вот так и во всем сюжете отсутствует логика и события притянуты за уши ради великих гуманистических и экуминических идей.
            Глубокие же философские идеи: про жизнь на снарядах, про растворение в глубинах Руси матушки, когда люди становятся судьбой самой страны, а не персонами, когда Люба становится Люсей, беря иной крест иную судьбу – совершенно все эти идеи неадекватно смотрятся в тех муках, которые принимают на себя коренные жители. В таком сраче такое романтическое самопожертвование не выдержало бы банального инстинкта самосохранения. Идея такого самопожертвования и ухода к своим православным корням смотрится просто вопиющим издевательством над самой природой человека и его душой.
ЖРАТЬ! - ублюдки            Идея самопожертвования ради духа в себе и в других конечно прекрасна, только вот когда человек сознательно выбирает что ему больше нужно – такое растворение в божьем уезде с муками в грязи больницы, или что-то иное? А тут ситуация приводящая человека к банальной деградации смотрится ужасно. А ведь именно деградацию мы наблюдаем в самой Любе: начиная от потери голоса, до выкраски волос в пахабный цвет и пения без голоса в храме – если смысл духовного состоит в деградации и нищете где-то на периферии, то какой смысл в таком духовном мессианстве? Тем более если оно приводит к деградации умственной (сценарист), физической (волосы) и духовной (потеря голоса). Что ж такого распрекрасного в деградации самопожертвования?
            Как бы ни были интересны образы этой картины, раскрывающие божественную суть происходящего:
            -загоревшийся яркий свет в приходе батюшки озабоченного сайдингом, когда он скажет про мальчишку в разных ботинках
            -дыхание ставшее паром в церкви, когда героиня в хоре поет херувимскую
            За всем этим в фильме стоит глубокая деградация человека через страдания и принятие их как истинной божественной сути, воли и пути. Все это губится тем глубоким разложением самой Руси, которое всегда утопало в мучениях, что возможно и приводит к тому что мы наблюдаем. Ибо путь мученичества это путь порождающий мучения. И ставя самопожертвование во главу угла, как иконку, Россия и топнет веками в собственных страданиях, упиваясь ими как божественным провидением. А на самом деле несут они глубокую разруху и муки, корень коих оказывается в русском православии.
            По сути самоотречение – это лишь способ наименьшего сопротивления. Ведь героиня картины именно перестает всему этому сопротивляться. Возможно в этой духовной тенденции смирения и лежит проблема. Ведь природа человека изначально стремится к саморазрушению и православная традиция мудро подхватила эту склонность человеческой души, ведь именно в европейско-русской культуре прижилось мученичество, в отличие от восточной религиозной традиции.
            Сия картина никуда не продвигает, ничто новое не раскрывает. Это постоянное пережевывание уже пережеванной пищи.

патриотический триптих

            ЛОНОРЕЙТИНГ:

Образность: 1\5
            Реализация сверхзадачи, идеи: 1\5
            Художественный посыл
                  Социальный: +
                  Экуменистический: +
                  Гуманистический: +
                  Психоаналитический: -
                  Философский: +
                  Новаторский:

Оригинальность: 1\5

Использование киновыразительных средств
                  Операторская работа: -
                  Монтаж: -
                  Работа художника: -
                  Музыка: +
                  Цветовое решение: -
                  Актерская игра: -
 

Рецензия Екатерины Лоно

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →