Редкая для современного кино картина – основное действие происходит не «после работы», а непосредственно «на работе» и работа вполне заурядная –агентство по найму гастарбайтеров, это не работа агента 007, художника, террориста, журналиста или хотя бы полицейского.
Однако и на такой заурядной работе хватает приключений, как раз там то и происходит подлинный драматический конфликт.
В советском кино были аналоги – производственные фильмы, или еще точнее – фильмы из жизни деловых женщин. Перенесем этот подход с социалистической в капиталистическую экономику и получим «фильм о бизнесе», в традициях классического, реалистического романа прошлого и даже позапрошлого века (Драйзер, Бальзак).
Главная героиня – женщина (мать одиночка, за 30), уволенная с работы и начинающая собственный бизнес с нуля.
Can the can.
Энджи - блондинка, длинные волосы, в черной коже, на мотоцикле. Сильно напоминает рок-певицу 70-х годов Сюзи Кватро, не столько даже внешностью, сколько энергией, «драйвом».
Блондинка Сюзи | Блондинка Энджи |
Драйв – вот что необходимо для успеха в бизнесе, в кинематографическом в том числе, в этом безусловный успех актрисы (первая большая роль Кирстен Уэринг) и режиссера (ему уже за 70, но левый драйв времен своей молодости, социального кино "рассерженных", он сохранил). История героини цепляет не на шутку, хотя главное в фильме все же не актерский драйв (история), а режиссерский драйв (идеология). Автор относится к героине отрицательно, он следует установке «в начале каждого крупного дела лежит преступление», героиня преодолевает все трудности (выходит из «полной задницы») только потому, что "идет по головам".
Более симпатична ее компаньонша по бизнесу, Роуз. Ну а самый симпатичный герой – молодой поляк (несостоявшийся бойфренд героини). Их истории рассказаны мельком, но и они цепляют и эти две роли сыграны превосходно.
Компаньонша, кстати, негритянка, видимо, выходец из британских колоний, тем самым парочка выходит очень знаковая, у современной Британии именно такое лицо – женское, наполовину белое, наполовину черное. А новые эмигранты (поляки, чилийцы, иранцы, украинцы) оказываются людьми даже не второго (это место занято пакистанцами, африканцами, вест-индийцами), а третьего сорта.
Роуз умнее, осторожнее Энджи, она лучше чувствует меру (поначалу упрекает героиню в чересчур человечном отношении к рабочим, а потом уже в чересчур бесчеловечном), но вот нет в ней драйва. Поэтому она выходит из бизнеса, хотя во-многом именно ей и таким людям, бизнес обязан успехом (пока одна гоняет на мотоцикле, другая сидит за компьютером, пока одна жмет на газ, другая на тормоз).
А поляк – созерцатель, единственный из персонажей видит ситуацию не только изнутри. Начиная с самой первой шутки про «покормить золотую рыбку», он дает понять, что свободен, да, вынужден играть по правилам и плыть по течению вместе со всеми, но имеет возможность приподнять голову над потоком. Он самый свободный в «этом свободном мире». Неординарные люди нашли друг друга, но, увы, и личной жизнью героине тоже приходится пожертвовать, вот как она несвободна.
Мужское и женское.
Кен Лоуч снимает социальное кино, по европейским меркам он «социалист», а по нашим – «демократ», который в кавычках, то есть «антипатриот», разоблачает прежде всего безобразия и преступления, творимые своей страной против народов других стран, всегда вступающих в качестве жертв империализма (говоря по нашему – «таджикских девочек»). Эпизод маски-шоу (кинутые рабочие проводят налет на квартиру героини) не отменяет «страдательности» эмигрантов, это как раз в английской робингудовской традиции, да и в «левой» традиции, находящей оправдание террористичесим методам борьбы за свои права (их "среда заела», они доведены до отчаяния, до бунта).
Позиция режиссера заявлена открыто и продолжает линию предыдущего фильма “Ветер, качающий вереск”. Однако отличия очень существенны. «Ветер» – фильм мужской, «Свободный мир» - фильм женский и уже этим мягче. Преступления британских мужчин перед человечеством намного круче, чем преступления британских женщин. К тому же за 80 лет, отделяющие события одного фильма от другого, имперский огонь в англичанах остыл, после геополитического отступления конфликт с иностранцами происходит уже не на чужих землях (в Ирландии), а на своей. Произошло также некоторое «смягчение нравов» и теперь иностранцев не убивают, а только эксплуатируют и "кидают".
Как в зеркале.
Фильм будет особенно интересен даже не профессиональным зрителям-киноманам, а и тем «простым» зрителям, которые либо сами начинали бизнес, либо были этому близкими свидетелями (в качестве наемных работников или хотя бы родственников, знакомых) и обладают хотя бы минимальной склонностью к аналитике. То есть относятся к кино не только как к развлечению, но и как к зеркалу.
Оказывается в высокоразвитом и высокоцивилизованом английском капитализме и в новорожденном диком новорусском капитализме так много общего. Дело даже не только в конкретной теме - рабочих-эмигрантах (украинцах, молдаванах, таджиках), сколько в работе на грани черного, белого и серого, и возникающих в этой связи возможностях (сверхприбылях), рисках (со всех сторон, и со стороны государства и со стороны криминала) и моральных проблемах.
Единственное, чего я лично не встречал «в жизни», так это публичных обсуждений моральных проблем – так, как это показано в фильме. По моим жизненным наблюдениям наши бизнесмены и бизнес-леди относятся к таким сантиментам с презрением, хотя в душе конечно не могут не учитывать моральный аспект, все-таки кантовский нравственный закон сидит внутри любого человека при любом строе и в любые времена).
Уверен, что и в Англии реальные бизнес-леди ведут себя также (если и ведут разговоры «о нравственности», то с целью маскировки), режиссер же заставляет героев всерьез проговаривать и обсуждать моральные аспекты бизнеса следуя не реальности, а литературной традиции.
О национальной гордости
И все-таки у русского зрителя после фильма остается некоторое чувство национальной гордости. Ведь на подобный конфликт мы смотрим теми же глазами, что и режиссер, находимся на той же, «империалистической» стороне, а не на стороне жертв. По моим наблюдениям, наш зритель скорее отождествляет себя с "блондинкой", а не с бывшей парикмахершей из Киева, хоть та и говорит по русски.
При всех национальных особенностях, по отношению к проблеме эмигрантов Россия – это Англия, а Москва – это Лондон. Русские – это англичане, а не узбеки или таджики, поляки или украинцы. В подобных конфликтах положение обоих сторон небезупречно и с позиции моральной и с позиции цинично-реалистической (эмигранты порождают проблемы), но все же активная позиция предпочтительна, ключи от решения находятся у принимающей стороны, эмигранты изначально находятся в униженном положении, могут только терпеть, ждать и надеяться, заискивающе глядя в глаза и рискуя нарваться на сакраментальное «понаехали тут», «не нравится в гостях – проваливайте, откуда пришли».
Community Info