Название: Секретарша
Оригинальное название: Secretary
Год выпуска: 2002
Жанр: Эротическая комедия-мелодрамма
Выпущено: Lions Gate Films
Режиссер: Стивен Шейнберг
В ролях: Мэгги Джилленхал, Джеймс Спэйдер, Лесли Энн Уоррен, Джереми Дэвис, Патрик Бушо
«Бабы маются, а дефки замуж собираются»
Кто не видел секретаршу? Глупый вопрос – секретаршу видели все.
Очень много написано и переписано, что фильм дескать о такой редкостной любви, или еще вдобавок с розово-романтично-сопливым бантиком: о боли, которую нужно-таки вынести во имя любви. Обресть эту самую уникальную любовь, заработать ее вот такими вот с кулак мозолями на аппетитной попе, какие заработала героиня, сидя дня три на стуле или попадаясь под ладошку начальника, в ожидании своего счастья – и заслуживается оно в муках невероятных – такая доля, такая зато любовь неземная, принявшая непривычную позу.
Что только ни пишут. Только вот что-то прочитать что хотел сказать этой картиной сам режиссер не додумался почти никто.
При первом, втором – да хоть десятом просмотре удивляет все-таки любовь адвоката к своей секретарше. Не совсем ясно, почему пролупив ее по заднице в столь счекотливой позиции почти месяц он не поддался искушению произвести с ней коитус. Может быть удержался из-за вопросов нормы и морали? Тогда непонятна его мораль: когда девочка так измучилась и изнемогла, что аж червя чуть ли не в круасан сует, почему он что есть мочи отдрочил на нее весь крем и послал туда, откуда не возвращаются? Да к тому ж успешно заменив ее еще одной полногрудой девой. Да и почему этот милый моралист, или очень своеобразный человек меняет секретарш так часто, что у него под самым козырьком офиса даже табличка стоит как указатель всем желающем: «Требуется секретарша» - которая как только освобождается вакантная позиция начинает сиять как рекламный баннер в магазине круглосуточного обслуживания. Он что никак не может найти нормальную секретаршу за долгие году своей практики? И почему он не питая особых чувств к своей бывшей работнице, дав ей трехдневное задание аскезы (когда она описалась в свадебном платье) и чуть не уморив до смерти, снизошел да и забрал несчастную отмыть, раздеть и на коврик положить.
Подобные несостыковки, явно присутствующие в сюжете, толкают в объятия мысли, что фильм-таки не о любви особенной: садо-мазо, бдсм и прочие атрибуты секс-шопа и тихие запретные радости. Приглядевшись, вникнув, понимаешь, что картина о том что представляет из себя женщина на самом деле – без феминистических четок, без модного приговора, без интеллектуализма, увлечения глубокими сакральными «измами» и т.п. всех причендалов, которыми как мехами оборачивается женщина. И столь же откровенна картина и в том что представляет собой мужчина: без прикрас мачизма, без виагры, без тренажерного зала, разных тонов своих Мерседесов – а так, если в самую суть заглянуть и так сказать посмотреть откуда голова растет и что к чему. Возможно кто-то возразит, что главный герой садист и все-таки потому держал ее на пайке безразличия 3 дня и что не трахал из тех же соображений – сто, садист, который так возбуждается когда ему подкидывают червя, т.е. гадость? Унижают. Да будь он матерым садистом, то от такой мазохистки как его секретарша его бы за все члены и конечности не оттащили.
Режиссер в довольно оригинальной форме высказывает точку зрения на феминизм, на все усиливающиеся нлп тренинги и прочие позитивизмы. Высказывается о том, что на самом деле представляет из себя взаимодействие этих Инь Ян – мужчины и женщины.
Итак история мазохизма – не более чем стеб над тем, что женщина хочет. В принципе большинство женщин как и героиня готовы прямо-таки бежать за прекрасным мучителем наперегонки. Наша героиня – яркий пример. У таких девиц обязательно есть поклонник, который не знает с какой стороны натягивается презерватив, не умеет танцевать, страдает преждевременной эякуляцией и комплексами всей школы разом в которой он учился. И еще он обязательно хочет жениться. И в этой картине такой желтоносочный вдовец разума присутствует – все как в жизни. У многих девочек в 12-14 лет. В картине гипербола – основное выразительное средство, поэтому героиня широко шагая перемахнула за 16, но это не важно, страдает ведь она все равно как 12-14 летняя. Ли не мазохистка, не какой-нибудь исключительный случай, а обыкновенная девица, или суть женщины вообще. Так нам подает ее режиссер через героя, сравнивающего ее с орхидеей, которые растут в саду у адвоката. А сравнение женщины с этим цветком как бы само собой разумеется: калечить себя, мастурбировать раскаленным чайником или наслаждаться швейным набором – енто некая стадия развития женской сути – метафора на муки, которые испытывают юные девы, пока не найдут своего единственного, а найдя перестают калечить себя своими комплексами, потому как находят своего Пигмалиона, который и кнутом и пряником сделает из замухрышки расцветающий цветок и страдания возьмет на себя – т.е. станет объектом страданий, который так необходим женской сути.
Когда мы видим ли лежащей в воде бассейна на глади воды, режиссер нам подсказывает на ее соприкосновение со своей истинной сутью – еще один архетип: женская суть вода. Соприкасаясь со своим источником Ли учится быть женщиной. Даже на монтаже после воды следующий эпизод начинается с обучения: Ли учится печатать. Не так важно что она делает – она учится раскрывать свою суть. Расчудестно, что место куда она отправится проходить свою школу она находит в помойке – в объявлении из помойки – режиссер довольно тонко намекает, что по сути все показываемое присутствует где угодно: даже в мусорке, и что свою женскую суть ей нужно вытянуть из этого барохла, этих загрязнений того, что она выбрасывала или не пускала в свою жизнь.
Заходя в контору к адвокату устраиваться, Ли открывает дверь так, словно бы входит в иной Мир, в иное царство – еще не изведанное, но уже притягательное. Стоит заметить, что уходящая и рыдающая прежняя работница зажимает конверт в зубах – так будет тоскать в зубах бумаги и сама Ли. Можно с уверенностью сказать, что через офис мистера Грина проходит вереница женщин. Желающих раскрыть свое женское начало и отучив их сам хозяин этой мастерской отпускает их на вольные хлеба – применять теорию на практике. Принимая все новых и новых гадких утят до вышкаливания в лебедя. Речь не идет о любви – речь идет скорее о том, что такое стать женщиной и быть ею. Заметим эпизод в котором Грин принимает Ли на работу: он задает ей вопросы не о навыках, а том на какой стадии развития этот «цветочек» находится. И понимая что ему попался прекрасный росток подходящий по всем параметрам для взращивания, он даже включает дождь и свет в своем саду орхидей, словно уже приглядывая куда он посадит сей росточек и как будет окучивать. Заметим, что он сметает свои красные фломастеры со стола в ящик, которые видимо использовал для выучки предыдущего гадкого утенка – секретарши. Стоит обратить внимание, что прежде чем выгнать Ли из своего офиса женской гимназии, адвокат повторит все те же вопросы, заданные при первом визите – ответив на них Ли как бы пройдет свой первый экзамен на готовность быть женщиной.
Что происходит между Пигмалионом и Галатеей в ходе обучения помнят все. Замечу лишь самые интересные стадии:
И новый этап – Пигмалион снимает на палароид, чтобы запечатлеть превращение цветка в маленький еще не раскрывшийся цветочек. Заметим важную деталь: в своей аранжереи в которой адвокат взращивает цветы – именно туда, в зародыш цветка он и помещает снятую на палароид Ли – поэтому совершенно очевидно что она для него не любовь, а лишь цветок который он с упоением взращивает.
Далее следует обучение основной позе, которая так впечатляет мужчин своей откровенностью и четко расчерченными формами: «Положите руки на стол». Но как истинный творец мистер Грин не может вступить в сексуальную связь с творением – только через такую транскрипцию можно объяснить его воздержание, ибо он заметим не импотент, ибо возбудившись тотчас приступает к тяжелым физическим нагрузкам, качаясь, подтягиваясь, бегая и т.д. Смачными ударами по заднице он заменяет Ли ту боль, которая необходима ей как любой женщине в той или иной форме. Наконец героиня выбрасывает свой маз-набор как расставание со стадией куколки и как переход в бабочку. А что значит обрести женскую суть? Это значит научиться получать удовольствие от всего что дает мужчина и его же власть над собой превращать в инструмент соблазна и манипулировать им через нее. С этим ли научилась справляться прекрасно – в конце концов он просто объезжает ее как молодую кобылу. Важно понять что форма, или подача образов в фильме очень иносказательна. В историю мирового кинематографа уже вошли вроде бы боевики, а на самом деле повествующие о совершенно иных более глубинных вещах – к примеру картина «Револьвер».
Но мы говорим об определенном типе мужчины, хотя такой мужчина и такая женщина как Ли живут в каждом. Но Ли стала незаурядной ученицей – она превзошла своего учителя и потому достигла уровня невероятной женской обольстительности, суть которого в том, чтобы творить мелкие гадости, но гадости возбуждающие – высший пилотаж. И перед таким уровнем совершенства сансей не устоял, увидев червя –что же может задеть садовника как не червь? Ведь червь может пожрать цветок, а тут сам цветок пожирает червя – такая извращенная природа не смогла остановиться ни перед какими рамками. И все же Пигмалион не срезал свою орхидею – он просто на нее кончил, и бурно так что залил все лепестки и блузку впридачу. Но сердобольная помощница юриста сидящая на соседнем толчке, пока Ли придавалась радостям одиночного рукоблудства в соседней кабинке – вот она и нашептала творцу о происходящем в офисе. И тут-то садовод и струсил что в нем ожил мужик, а не просто творец женских душ. И Грин проводит итоговый зачет и выпускает на все четыре стороны свое творение. Творец повергнут – он испуган зависимостью от своего творения. И остается одно – отдать свое творение Миру – отпустить его в жизнь, в грехопадение – забыв, что в ответе за сотворенное. Но мужской страх сильнее – страх перед полноценной открытой женщиной предлагающей свою любовь – этот страх живет в душе. Это страх пожиратель Пигмалиона. Он живет в каждой мужской душе, как живет в каждой женской зависимое творение. И мы видим, как Ли идет ко дну бассейна – она задохнулась и утопла в своей женской сути. Даже поиски садиста по объявлениям не дали успеха, потому как не в садо-мазо дело. Речь об отношении творца с творением – Пигмалиона с Галатеей.
Как бы странна ни была форма отношений творец-творение – именно так выражаются отношения мужчины и женщины – по виденью режиссера конечно. Создав совершенство не уступающее ни в чем самому создателю он не может не пожелать познать ее – а значит садовник заботливый хранитель аромата срывает цветок чтобы насладиться им. И значит Пигмалион влюбленный в Галатею не мыслит себя без нее, а мужчина находит одну единственную для него женщину и берет ее на кровати ли имитирующей зеленый луг, или в черном платье да под венец. А совершенство – это особенность, невозможная деталь, увидев которую создатель не в силах устоять от познания, даже если это червяк, или таракан на брачном ложе.
Так видит отношения между м и ж режиссер. По крайней мере такая интерпретация раскрывает бесчисленное количество смысла заложенное в человеческих отношениях, а не просто садо-мазо посиделки.
«Я опустилась на землю и он подарил мне свою любовь» - так творец познает свой шедевр через земную жизнь, со всеми миллиардами оттенков развития этого воплощения.
ЛОНОРЕЙТИНГ:
Образность: 1\5
Реализация сверхзадачи, идеи: 2\5
Художественный посыл
Социальный: +
Экуменистический: -
Гуманистический: -
Психоаналитический: +
Философский: +
Новаторский: +
Оригинальность: 3\5
Использование киновыразительных средств
Операторская работа: -
Монтаж: +
Работа художника: +
Музыка: +
Цветовое решение: +
Актерская игра: +
Рецензия Екатерины Лоно
Community Info