Далее мои личные, ничего не значащие для судьб кино, рассуждения. Просто "впечатления на тему".
Итак, вторник. Вечер. "Пять звезд на Новокузнецкой". В зале 99% - лица женского пола 15-25 лет. Остальные 1% - я.
Что же до нас донесла госпожа Валерия?
Сразу, с первых кадров, она облила нас грязью с головы до ног. Она ничего не делала в режиссерском смысле слова. Она просто сняла отстраненный фильм, как документальные кадры ее собственного тяжелого детства. И именно этим испачкала так, что физически захотелось отмыться от всей этой грязи. Но эффект этот - не ее заслуга, а результат безупречной работы оператора и актеров. Кино нагоняет депрессию, оставляет недомолвки, но... Оно не понравилось. Оно просто не цепляет, потому что цеплять там нечем.
"Все умрут..." - это полностью коммерческий проект, расчитанный на эпатаж и грубую чернуху. Да, в России такой маргинально-грязной социалки еще не было, но зато много всего сняли за границей. Эстонский "Класс" превосходит работу Германики по жестокости; Ван Сентовский "Слон" - по потрясающей операторской работе, изучающей героев как насекомых под лупой, режиссурой и атмосферностью; Ларри Кларк в своём "Кен Парке" лучше показал подростковый секс, а в "Детках" - алкоголизм и нарокоманию. И уж точно все они вместе превосходят "Все умрут..." по сценарию.
Собственно говоря, сценария в нем фактически и не было, ведь Валерия снимала фильм как игровую версию своей документальной работы.И это ее подвело. У Германики нет ног, опоры предыдущего опыта кино. Она снимала так, как будто до нее никто подростковую социалку не снимал. Ее кино - это отстраненная работа документалиста, которому все равно. Ее герои - это непрорисованные картины, не связанные в сюжет. Зрителя задевает не судьба трех девочек, а чернуха, грубая, доведенная до абсурда, жестокость и почти идеальная жизненность рвоты, которую запечатлел оператор.
Поэтому и зрителю все равно. Его поражает грязь, вылетая на него, ему хочется отмыться и забыть этот кошмар первого секса в грязном подвале, первого опьянения и обкуривания. Ему не по себе от огромного плана волосатой мужской задницы на всю ширину киноэкрана.
Зрителю, который не видел Ван Сента и Кларка это кажется чем-то новым, но не более того. На выходе получаем очередной коммерческий фильм. Поэтому творение Германики умрет, а Лари Кларк и Ван Сент останутся.
Community Info