x_magician (x_magician) wrote in drugoe_kino,
x_magician
x_magician
drugoe_kino

Categories:
  • Location:
  • Music:

Хэл Хартли. Романтическая дилогия



“Романтическая дилогия” – определение во многом условное и спорное, однако же первые два фильма одного из лидеров американских “независимых” Хэла Хартли (“Невероятная правда” и “Доверие”) кажутся мне похожими и дополняющими друг друга ровно настолько, что выделять один из них, не упоминая при этом другой, действительно сложно.

Зачин “Доверия” (Trust, 1990) потянет на "пилот" неслабого мелодраматического сериала.
Уже в первые пять минут фильма юная старлетка Мария (Эдрианн Шелли) сообщит родителям две равновеликие по значению новости: о том, что беременна и о том, что бросает школу.
Во время кратковременной ссоры пощечина от Марии достанется ее отцу, который незамедлительно погибнет от сердечного приступа.

В это время на противоположном фланге хмурый сборщик компьютеров по имени Мэттью (Мартин Донован), лет тридцати, в пиджаке и с ослабленным галстуком, со скандалом уйдет с вконец доставшей его работы.
Уйдет и потому в том числе, что явно не ладит с коллективом, из всех возможных аргументов своей правоты по техническим и прочим вопросам предпочитая хлесткие удары в живот.
У парня свои нелады в семье: помешанный на чистоте деспотичный отец-одиночка (Джон Маккей) выдвигает примерно те же самые весомые аргументы, заставляя отпрыска совершать уборку по дому.

Повинуясь логике жанра и авторской воле, два одиночества, Мария и Мэттью, неуклонно движутся навстречу друг другу, но вот окажутся ли счастливы - вопрос открытый.

Для тех, кто подумает, что случайно наткнулся на целомудренный американский римейк малоизвестного творения Альмодовара, титры "фильм Хэла Хартли" послужат разъяснением; для посвященных же - индульгенцией слегка нестандартного развития событий. Признанный интеллектуал и любитель поиграть в жанровое кино, которое принципиально снять не в состоянии, Хартли давно уже застолбил за собою статус "инди-классика", одного из самых оригинальных режиссеров США, фактически культурных достояний, потому как ни на какие кассовые сборы продюссерам рассчитывать и не приходится.
При всей специфичной известности и фестивальном признании, Хартли с трудом наскребает денег на очередное произведение, с каждым новым одновременно зрителей или отсеивая, или влюбляя в свой мир ничего не подозревающих о нем неофитов.
С точки зрения скрупулезного взращивания собственной космогонии, ненавязчивого самоцитирования и исследования "другой", "одноэтажной" Америки в своем творчестве наследует идеям “молочного брата” или “духовного гуру” в лице Дэвида Линча.

Как и седовласый маэстро макабра (оба - выпускники художественных школ) в кино Хартли большое значение уделяет цветовой гамме, деталям-фетишам, мифотворчеству о "простых американцах", "невинных душах" и "соли земли" с излюбленным типажом "ангельской девушки": у Линча воплощаемым в Лоре Дерн, у Хартли - в Эдриенн Шелли.

Да и пригород Нью-Йорка - Лонг-Айленд, место обитания чудаковатых аборигенов из его ранних фильмов, при ближайшем рассмотрении с легкостью вписывается в определение компактного "мини-Твин Пикса".

Различие, однако, видится в том, что если Линч снял по-настоящему трогательный, честный и незамутненный рассказ о простых американцах, лишь ближе к закату творческой зрелости ("Простая история",1999), Хартли же подобные "простые истории" снимал, наоборот, в начале карьеры, с годами постепенно усложняя их, искусно доводя до абсурда, с переменным успехом перевариемого.

Зернышко иррациональности и одновременно подсказка, как метко определять творческий стиль автора, содержались уже в сюжете и самом названии дебютной "Невероятной правды" ("The Unbelievable truth", 1989).
Рассказ о любви непутевой школьницы (вновь Эдриенн Шелли), которая мечтала стать топ-моделью, и еще одного хмурого парня (на этот раз автомеханика), вернувшегося из тюрьмы начинать новую жизнь, постоянно балансирует на грани "очевидного-невероятного".
Не в последнюю очередь из-за того, что пресловутые "простые люди" у Хартли выходят не без доли лукавства.
Часто напыщенно они изъясняются пространными “шекспировскими” монологами, малопонятными "беккетовскими" диалогами, так и норовят упасть в обморок, с кулаками броситься в драку, разнести дверь или обнять друг друга, сохраняя все то же непроницаемое выражение лица.
До конца сложно с уверенностью судить, слабости ли это режиссуры и недостатки актерского мастерства, или же - тонкая игра, заговорщицкое подмигивание "для своих", где каждый неловкий или "невероятный" поворот сюжета просчитан с миллиметровой точностью и должен сопровождаться понимающей улыбкой.

Такое кино кажется абсурдным, странным, но для достижения своих целей Хартли не прибегает к философской эзотерике, не нагоняет мистического тумана и тем более не стремится изображать американские пригороды "рассадниками пороков" или “центрами вселенской скуки”.
Слегка неуклюжие, “шитые белыми нитками”, снятые на мизерные средства сюжеты Хартли полны воодушевления и надежды.
Режиссер если и высмеивает своих же героев, то добродушно, давая каждому из них шанс на внутреннее перерождение.
Так, в течение обеих лент интересно наблюдать за постепенной моральной трансформацией главных героинь.
В комнате Одри из "Невероятной правды" красуется постер с однодолларовой купюрой, а все уморительные разговоры с отцом о будущем строятся в форме торга с позиций "что ты мне за это дашь?"
Фатальная же ссора Марии с отцом в "Доверии" также начинается с сакраментального "дай мне пять долларов".
Впоследствии обретенная любовь поможет двум девушкам и заново взглянуть на самих себя.
"Я больше не боюсь носить очки и выглядеть, как библиотекарша", - фразу Марии для авторских идей посчитать можно определяющей.

Хартли не стесняется показывать счастливых аутсайдеров, борется со стереотипами, доказывая – нет высших ценностей, кроме искренней любви и помощи ближнему.
Однако сознательно избранная форма гротеска, художественной избыточности помогает режиссеру избегать обвинений в сентиментальности или занудном морализаторстве.

"Поборник гуманистичеких идеалов", как отозвались бы о нем советские публицисты, Хартли, есть подозрение, как почти всякий западный интеллектуал, не чужд идеям "левого" толка.
Впрочем, гражданских манифестов а-ля Спайк Ли или Оливер Стоун ждать не приходится: максимум колоритный папаша-бомбист из “Простых людей”(The Simple Men, 1992) (вновь Джон Маккей) или фразочки, вроде "ты-плотник, Иисус-плотник, он был “левак”, поэтому я люблю плотников."

В дальнейшем фильмы Хэла Хартли будут обрастать все менее правдоподобными героями и все более безумными ответвлениями действия.
Вспомним монахиню-порнозвезду, из "Игр дилетантов", поэта-мусорщика с Нобелевской премией из "Генри Фула", самого бунтаря Генри Фула, историю, как Иисус и Пи Джей Харви спасали мир в "Книге желания", ну или совсем сказочную - про монстра и его девушку из "No Such Thing".
Все эти произведения, безусловно, не лишены оригинальности подачи, тонкого юмора или потаенных интеллектуальных игр, но кажутся отчего-то мертвее, искусственнее первых двух.
“Доверие” и “Невероятная правда” как пример органичного сплава прямодушной открытости и “высоколобой” иронии - фокус, который в кино встречается нечасто, удается далеко не всем и не всегда.
Оттого и еще более художественно ценен.

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments