Нет, нет. Я ни разу не ночевала под забором.
Ну, может быть, раз или два, но не больше!
Жанр: драма Ну, может быть, раз или два, но не больше!
.jpg)
Год: 1957
Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Джульетта Мазина, Франсуа Перье
Композитор: Нино Рота
Награды: Две награды Каннского кинофестиваля 1957 года, включая приз исполнительнице главной роли. Премия «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм года».
"Ночи Кабирии" - драма о жизни римской проститутки, естественно, девушки необычной, т к ее играет Джульетта Мазина, кстати, жена режиссера. Примечательно, что это совсем не тот типаж, который воспевали Блок или Бодлер, сочиняя поэмы о прекрасных "ангелах порока".
Кабирия, в жизни Мария, простая, очень эмоциональная, открытая и искренняя натура. Однако, все складывается так, что это не только не ценят, но и всеми путями пытются уничтожить, будто в этом мире совсем нет места настоящему, чистому и светлому.
Фильм "Ночи Кабирии" снимался за год до "Сладкой жизни", которая является одной из ключевых работ режиссера. И хотя социально-психологические темы в "Ночи Кабирии" совсем не стыкуются, на первый взгляд, с эстетстким безразличием и пресыщенностью "Сладкой жизни", внимательный зритель найдет схожие черты и настроения.
С первой же сцены режиссер показывает нам самое мерзкое в людях - лживость, безразличие, особенно безразличие, корыстность. Кабирия тонет, а люди на берегу стоят и обсуждают, кто полезет ее спасать, перебрасывая "обязанность" на другого. Когда Кабирия и ее подруга Ванда приходят на службу, ворота, ведущие к церкви, запирают на замок с цепью, чтобы ограничить количество несчастных, которые пытаются прорваться к последней надежде - иконе.
Интересно, что Феллини не вкладывает в картину что-то одно, он делает своеобразную диораму, на которой мы видим все - социальное дно, аристократию, интеллигенцию, сравнение их проблем и переживаний. Режиссер дает нам возможность взглянуть на итальянское общество тех времен глазами всех слоев общества, будто случайно собирая толпы в сцене с поклонением иконе.
Однако, этот фильм пропитан равнодушием. Феллини не показывает Кабирию как единственного искреннего человека, он показывает, как хорошее просто уничтожается, будто оно инородно по своей природе. И хорошее - это не религиозная мораль, это не мораль вообще, хорошее - это настоящее, живое, человечное.
Просто завораживает сцена с представлением фокусника, напоминает рассказ "Марио и волшебник". Показывая надежду и исполнение самых сокровенных и самых простых желаний, Феллини говорит об абсолютной безнадежности любых светлых мыслей. Это просто дымка, как гипноз. Фокусник щелкнет пальцами, и шоу станет таким же парадом уродов, как и до этого. И этой дымкой оказывается любовь.
Любовь - это все, о чем мечтает Кабирия, это все, что ей нужно. Ей нужно счастье по классической схеме, которое она своей искренностью сделает теплым и уютным. Это покой. И все люди, которые ей встречаются играют именно на этом, а она продолжает верить.
Почему она все время повторяет, что "она не такая, у нее есть дом"? - Просто она не хочет на дно, где от одиночества уже не убежать. Но яма, в которой спят бездомные, скорее всего, ее конец. Феллини снимает низы, которые карабкаются по стенам ямы. Все, чего они могут достичь - зацепиться за твердый комочек земли, а потом снова упасть. Но не бедность делает их равнодушными, Феллини показывает пару сцен со сливками общества, - это и можно считать введением в "Сладкую жизнь". Там та же яма, только почище.
У меня нет слов, чтобы описать все великолепие игры Джульетты Мазины - она показывает переживания так, что они становятся частью тебя, причем делает это просто, максимально близко к реальности. Просто с точки зрения актерского мастерства - есть все: упадок, эйфория, злость, радость, печаль, влюбленность и отчаяние, и без переигрываний. И излучая свет, Кабирия оказывается во тьме, затягивая нас за собой.
Все говорят, что финальная сцена о том, что Кабирия не теряет надежду на лучшее. Она все равно верит. Увы, я не соглашусь, хотя бы потому, что за две минуты до этого она искренне просила о смерти, умоляя очередного мошенника убить ее. Дорога с празднующими людьми, по которой Кабирия идет в самом финале, отнюдь не символ желания излучать свет дальше. Стало понятно, что свет и радость это фейк, и она теперь пойдет в никуда вместе со всеми. И улыбка сквозь слезы выражает не радость, Кабирия прощается с собой. Не так важно, будет ли она жить буквально. Все умерло.
И пафосная фраза напоследок. Если бы знать, что жить осталось всего один день, то для коллективного финального пересмотра из всего мирового запаса, я бы выбрала этот фильм. Но не для того, чтобы легко и радостно уйти с грустной наджедой на лучшее, а для того, чтобы знать, что в этом мире жалеть не о чем.
Community Info