Максим Товкач (maxim_tovkatch) wrote in drugoe_kino,
Максим Товкач
maxim_tovkatch
drugoe_kino

XV минский кинофестиваль "Лiстапад"

15-22 ноября в Минске проводился XV международный кинофестиваль «Лiстапад». По итогам зрительского голосования гран-при получила «Пассажирка» Станислава Говорухина. Лучшим режиссером, по мнению профессионального жюри под председательством Светланы Дружининой, стал Карлос Рейгадас за «Безмолвный свет», выходивший в прошлом году в ограниченный российский прокат. За время фестиваля я посмотрел шесть фильмов, о которых теперь хочу коротко рассказать.


«Другой во мне» (Германия), реж. Эмили Атеф
В своей картине немецкая кинематографистка сосредоточила внимание на проблеме послеродовой депрессии. На мой взгляд, режиссер подошла к заявленной теме чересчур серьезно. Со всей возможной скрупулезностью разбираются ее причины этого заболевания и сопутствующие его появлению внешние условия, наглядно демонстрируются основные симптомы, детально рассматриваются методы лечения. Всё сделано в характерной для современного европейского кино гиперреалистичной манере. В итоге картина выглядит не художественным произведением, а, скорее, наглядным пособием для курсов молодых родителей.

«Дзифт» (Болгария), реж. Явор Гырдев
Лево, по кличке Моль, отсидев лет пятнадцать за убийство, совершенное его подельником, получил досрочное освобождение, заслуженное им за воплощение коммунистических идей в тюремную жизнь. За прошедшие годы многое изменилось. Лево из драчливой шпаны превратился в матерого разукрашенного татуировками уголовника, а старорежимная монархическая Болгария, которую он когда-то знал, стала прогрессивным социалистическим государством. Впрочем, Моль не собирался искать свое место в этой новой Болгарии. У него был план поскорее свалить из страны куда-нибудь в тропики. В дело, однако, вмешались непредвиденные обстоятельства, ибо у старых знакомых Лево были собственные планы на его счет.
Говорят, «Дзифт» есть сплав нео-нуара и соцреализма, что уже ставится фильму в заслугу его почитателями, будто жанр когда-либо был самоценностью. Касательно нео-нуара соглашусь: в «Дзифте» присутствуют основные атрибуты этого киножанра – брутального вида главный герой, чей голос за кадром комментирует события, криминальная интрига с поисками исчезнувшего бриллианта, любовь к роковой женщине, чья красота сгубила не одного мужчину, наконец, предательства и обман, притаившиеся за каждым углом. С соцреализмом же дела обстоят куда сложнее. С одной стороны, действие разворачивается в коммунистической Болгарии 60-ых гг. Однако, с другой, достаточное ли это основание говорить о соцреализме? Коммунизм в «Дзифте» – главный повод схохмить. То, как в фильме поданы реалии эпохи, всколыхнуло в моей памяти воспоминания о незабвенной комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Правда, есть одно принципиальное различие. Климов снял «Добро пожаловать» в 1964 году, в самый разгар советской поры, что было безумно смело. Авторы «Дзифта», в свою очередь, решили сплясать на могиле. Видимо, болгары как-то особенно тяжело переживают свое недавнее прошлое, что не упускают возможности в очередной раз пнуть истлевший труп Георгия Димитрова.
В итоге не слишком изобретательная криминальная история «Дзифта» постоянно прерывается интермедиями разной степени комичности, не имеющими к сюжету совершенно никакого отношения.

«Москва, Бальгия» (Бельгия), реж. Кристоф Ван Ромпай
Да не введет вас в заблуждение название «Москва, Бельгия». К Москве, где Кремль и мэр Лужков, фильм не имеет никакого отношения. Moscow, или по-фламандски Moscou, – это густо населенный рабочий пригород Гента в Бельгии. Очевидно, там и происходят показанные в фильме события. Во всяком случае, в одной эпизоде отчетливо виден трамвай, над лобовым стеклом которого красуется название конечной станции Moscow.
По сравнению с Россией намного более существенную роль в сюжете играет Италии, куда за оптовыми партиями сладостей мотается дальнобойщик Джонни. Как-то раз, сгрузив товар в бельгийском супермаркете и выезжая после этого с автостоянки, грузовик Джонни «поцеловался» с машиной Мэтти, дамы уже за сорок, заглянувшей в тот магазин за покупками. Такие обстоятельства встречи явно не способствовали обмену любезностями. Сгоряча Мэтти бросила дальнобойщику, что он сидит в своей кабине и, как слепой, ничего вокруг себя не видит. Сказанное открыло Джонни глаза. Он вдруг увидел, как мудра и прекрасна эта женщина. Так Джонни полюбил Мэтти. Вскоре и она его полюбила за то, что он такой … болван. Конечно, их путь к совместному счастью не был легким, ведь у каждого за плечами имелся солидный багаж: у него – неверная жена и три ходки в тюрьму, у нее – неверный муж и трое разновозрастных детей. И всё-таки только Джонни и Мэтти смогли сделать друг друга счастливыми.
Такой вот фильм получился у Кристофа Ван Ромпая, очень милый, очень добрый, местами даже смешной. Профессиональное жюри сочло исполнительницу главной роли Барбару Сарафьян достойной приза лучшей актрисе.

«Асил – парк и отель любви» (Япония), реж. Кумасака Идзуру
Этот чудесный японский фильм по итогам зрительского голосования оказался на последнем месте, несмотря на то, что режиссер собственной персоной представил свою работу белорусской публике. Из остальных наград Кумасака Идзуру, молодой человек с очень длинными волосами, получил лишь спецдиплом с формулировкой «За поэтическое воплощение национального характера». На последнем Берлинском фестивале «Асил» был поощрен хотя бы призом за лучшую дебютную картину.
Сам фильм состоит из трех новелл, как звенья одной цепи, скрепленных маленькими сюжетными крючочками. В каждой новелле рассказана история женщины, волей судеб оказавшейся вблизи от отеля, где можно снять комнату на несколько часов, чтоб предаться там тому, на что хватит фантазии. Хозяйка отеля, немолодая уже Тшияко, обладала уникальным даром решать проблемы других людей, даже не встревая в их жизни, а просто побыв с ними рядом. Впрочем, как и многие умудренные опытом женщины, Тшияко сама нуждалась в помощи больше многих своих постояльцев.  

«О’Хортен» (Норвегия), реж. Бент Хамер
В этом фильме киноманский глаз без труда рассмотрит стилистику работ другого скандинава Роя Андерссона. Как, например, «Песни со второго этажа», «О’Хортен» состоит из коротеньких кинозарисовок, связанных друг с другом не столько развитием сюжета, сколько фигурой главного героя Одда Хортена. Пожилой машинист Хортен недавно ушел на пенсию после сорока лет безупречной службы и теперь пытается найти новый смысл жизни. С Оддом постоянно происходят всякие смешные инциденты: то ему придется убаюкивать совершенно незнакомого малыша, то щеголять по улицам Осло в красных дамских сапогах, то кататься по городу в машине с водителем, убежденным, что умеет видеть с закрытыми глазами. От Роя Андерссона Бент Хамер принципиально отличается настроением своей картины. Там, где у первого сплошной апокалипсис, второй утверждает, что всё будет хорошо и никогда не поздно начать жить заново.

«Стеклотара» (Чехия), реж. Ян Сверак
На английский язык название фильма переводится «Empties», что как нельзя точно отражает суть данной картины. Это абсолютнейшая пустышка, ситком, растянутый на полтора часа экранного времени. Чуть умнее, чем «Счастливы вместе», но ненамного умнее. Особенно несуразно «Стеклотара» смотрится на фоне «О’Хортена», также посвященного пенсионной тематике. Сюжет чешского фильма составляют похождения пожилого школьного учителя, только что вышедшего на пенсию и от безделья устроившегося работать в пункт приема стеклотары в одном супермаркете. Видите ли, для чехов, пьющих пиво, что воду, такая услуга оказывается очень кстати. Я начал посматривать на часы уже на двадцатой минуте, остальной же зал «угорал» от начала до самого конца. Особый восторг встречали эпизоды, в которых главному герою снились сны, где он ехал в поезде, и к нему в купе заходили две (а то и сразу три) сексуальные проводницы.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments