desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

Молчании Лорны / Silence de Lorna, Le (реж. Жан-Пьер и Люк Дарденн)

“МОЛЧАНИЕ ЛОРНЫ”: РЕПОРТАЖ НА ПОРОГЕ АДА

52.96 КБ

Набор сюжетов и героев у братьев Дарденнов остается неизменным из года в год. В «Молчании Лорны» опять, как и в предыдущих фильмах, речь идет о тех, кто вышел из низов общества, кто не ладит с законом или даже откровенных преступниках. Есть и определенный намек на криминальную фабулу, однако это уже в который раз становится драматургическим приемом, который открывает намного более острый этический конфликт. Есть также тема детства — нежеланного, проклятого, гонимого. На сей раз история - о мигрантах, которые пытаются любой ценой легализироваться в уютной и богатой Европе, и о мафиози, которые имеют бизнес на сделках с получением бельгийского гражданства. Лорна (Арта Доброши) — албанка, которая вступила в фиктивный брак с бельгийским наркоманом Клоде (Жереми Ренье) — последнему за это заплатили. В конечном итоге Лорна все-таки получает желаемую легализацию, теперь уже ее очередь по той же схеме помочь перебраться в Европу следующему искателю счастья — из России — и на том заработать.
Казалось бы, все понятно, все благополучно, но здесь как раз сценарий и делает жесткий поворот. Потому что Жереми хочет завязать. Потому что Лорна начинает ему помогать. Потому что мафиози, во избежание хлопот, хотят убить Жереми, даже невзирая на то, что ему и Лорне власть дает полностью законный развод. Потому что Лорна объявляет, что беременна от Жереми, хотя это только с ее слов. Потому что этот ребенок такой же нежеланный, как и его гипотетический отец, как и, в конечном итоге, его мать. Непринужденно и умело, одним-двумя движениями пера (речь в первую очередь о сценарном мастерстве) Дарденны переводят социальный фильм в детектив, а детектив — в драму выбора; ведь ценой молчания Лорни является не только ее обеспеченное будущее в Бельгии, но и человеческая жизнь.
Снято это в отработанной Дарденнами до автоматизма отстраненной документалистской манере, подвижной камерой. Сдержанность — правило стиля: больше, чем когда-либо раньше, режиссеры избегают лишней драматизации — например, момент убийства Клоде полностью удален, показывают уже Лорну, которая собирает его вещи в опустевшей квартире. Нет также и однозначных ответов. Авторы намеренно бросают героиню одну, в лесу, преследуемую бандитами. Так мы и не узнаем, замолчит она опять или нет, беременна ли она, в действительности ли существует тот ребенок, и это и не так важно. Главное уже было сказано, правда уже прозвучала, а Лорна наконец из бессловесной рабыни превратилась в человека с собственным достоинством.
Остается только повторить: привычное Дарденновское кино с нерушимым балансом содержания и формы. Но... Дело именно в безукоризненности. Бельгийские братья — режиссеры, которые научились эффектно воплощать достаточно прозаичную тематику. Они будто бы каждый раз доказывают: вот так он и должен выглядеть, социальный фильм — качественно, но не гламурно снятый, и фабула достаточно увлекательна, и актеры, конечно, часто являются непрофессионалами, но играют хорошо, и этические проблемы стоят ребром, хотя и без дидактичного наставления зрителей. Одним словом, у Дарденнов выходит точно рассчитанное, обреченное на успех кино: начиная с сенсационного — на грани скандала — награждения их драмы «Розетта» Золотой пальмовой ветвью 1999 года, каждый последующий фильм братьев попадает в основной конкурс и обязательно получает награду в Каннах. Такое впечатление, что на престижнейшем в мире кинофоруме просто ежегодно прописывают специальную дарденновскую квоту в призовом фонде. Такой себе фестивальный мейнстрим, который не может не нравиться критике и жюри. Чего не хватает в этой прекрасной конструкции — не сразу поймешь.
Дело в том, что нет ничего вне этого. Нет даже намека на глубину, более того — бездну, которая может разверзнуться даже в самом предсказуемом существе. Почему-то вспоминаются классические фильмы итальянского неореализма, которые тоже строились на материале нищей жизни, изображали бытие низших классов; но за всем этим криминальным или бедняцким колоритом каждый раз проглядывала та метафизика человеческой натуры, которая уже не зависит от социального состояния — бедность создавала в конечном итоге лишь эффектный фон для более полного раскрытия задуманной темы.
Такого проникновения в суть вещей в Дарденнив нет. Они делают чрезвычайно качественные и поучительные физиологичные очерки, замечательные истории с моралью — вот таким высокохудожественным репортажем об «их нравах» для среднего класса - интелектуалов и буржуа - является и «Молчанне Лорны». Но ничего больше. Ничего, что делает кино не просто увлекательным — но, в определенном смысле, опасным, обжигающим. Итальянские неореалисты, отойдя в конечном итоге от социальной тематики, дали миру целую россыпь настоящих шедевров, высоких экранных трагедий или комедий. Вряд ли Дарденны смогут пойти дальше. Но, в конечном итоге, в наше время всеобщего обмельчания искусства их результаты – не худшие.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment