sheynkin (sheynkin) wrote in drugoe_kino,
sheynkin
sheynkin
drugoe_kino

О коровах, справедливости и "Красной реке" Ховарда Хокса

"Красная река" замечательна тем, что Хокс – вообще непревзойденный мастер анализа глубинных основ различных жанров – великолепно демонстрирует именно религиозную основу вестерна. Точнее – ту религиозную идею, которую вестерн наилучшим образом иллюстрирует, и которая породила великий миф об Американском Западе.


Это очевидно уже в названии фильма: понятно, что Красная река не случайно именно красная; простейшая ассоциация - с Красным морем, отделяющем Египет от пустыни, то есть рубежа, разделяющего "Египет" – городскую цивилизацию Европы и восточного побережья Америки – и пустыню, дикое и пустое место, в котором только и возможно переустройство жизни на религиозных принципах. Отсюда и вытекает, по существу, главный конфликт вестерна: конфликт между законом (зафиксированным и бездушным) и справедливостью. Это противоречие очень существенно в рамках протестантской традиции (породившей идею переселения на Запад).

Религиозный идеал вестерна – семья-община, управляемая патриархом, жрецом-вождем, правящим силой своего духовного авторитета (как, например, шериф-священник в "Ищущих") – безусловно, унаследован из Библии. Пустыня, открывающаяся глазам зрителя – по крайней мере, зрителя 30-х – 50-х годов, до радикальной секуляризации – не может вызывать иных ассоциаций, чем библейская пустыня (хотя бы потому, что последняя – единственая пустыня, известная западной культуре). Семья-община приходит в пустыню с двоякой целью – во-первых, она бежит от "испорченной", несправедливой городской жизни (и в этом смысле классический вестерн всегда реакционен), во-вторых – преобразует пустыню в соответствии со своим "правильным" представлением о жизни.

История Томаса Дансона – классический вестерн такого типа. Две коровы, волшебным образом размножившиеся в огромное стадо; перегон стад на север, к железной дороге - к цивилизации, жаждущей этого мяса – разумеется, совершенно религиозные символы (опять же, в протестантском духе, отождествляющие духовный уровень с материальным успехом). Однако именно тут возникает острый конфликт – столкновение между Томасом Дансоном, пришедшим все-таки из "старой" цивилизации и испорченным ей, и Мэтью, человеком, выросшим в пустыне. И главный вопрос здесь – кто (и, соответственно, с чем, с каким посланием) приведет стада – невиданные богатства (духовные, конечно) – к железной дороге, к цивилизации.

Именно на берегу Красной реки разыгрывается кульминационная сцена - бунт Мэтью и работников Томаса Дансона. Поводом для бунта становится приказ Томаса повесить поманных беглецов; однако, как мне кажется, дело здесь совсем не в жестокости приказа. Проблема именно в том, что это не спонтанное убийство, по сушеству для самообороны, где обе стороны хотя бы теоретически равны и поединок между ними справедлив, а именно казнь. Отдавая приказ повесить беглецов, Томас Дансон выступает уже не в качестве жреца-вождя, сакральной фигуры, авторитет которого опирается на суровую справедливость - он превращается в царя, власть которого основана на бездушном законе (и крайний случай такого закона – произвол царя). Поэтому он больше не может быть патриархом, и должен уступить свое место Мэтью - "доброму пастырю" - возвращающемуся к интуитивной справедливости, к религиозной идее, наиболее ценной с точки зрения мира классического вестерна.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment