AntonTheLawyer (antonthelawyer) wrote in drugoe_kino,
AntonTheLawyer
antonthelawyer
drugoe_kino

Categories:

Цель оправдывает средства



“После прочтения сжечь” (“Burn After Reading”)

США, Mike Zoss Productions, Relativity Media, Studio Canal, Working Title Films, 96 мин., 2008 г.

В ролях: Джон Малкович, Джордж Клуни, Фрэнсис МакДорманд, Тильда Суинтон, Ричард Дженкинс, Брэд Питт, Дэвид Раш, Джей Кей Симмонс, Олек Крупа, Майкл Кантримэн, Рауль Аранас, Элизабет Марвелл и др.

Режиссеры: Итан и Джоэль Коэны
Авторы сценария: Итан и Джоэль Коэны


“Осборн Кокс?..... Мы нашли Вашу хрень…”
(начало совершенно убойного телефонного разговора героев Брэда Пита, Джона Малковича и Фрэнсис МакДорманд)

Объявление: “Человеку, нашедшему на заднем сиденье своей машины папку с надписью “Совершенно секретно. Документы КГБ” предлагаем застрелиться самому”.
(старый анекдот)


Плюнув на предложенную начальством возможность допенсионной тихой службы в Госдепартаменте, аналитик ЦРУ Осборн “Оззи” Кокс (Джон Малкович) уходит из Конторы по собственному желанию. Преисполненный гордости поступок, равно как и планы Оззи посвятить себя написанию мемуаров, не слишком воодушевляют его стервозную жену Кэти (Тильда Суинтон), резонно считающую, что теперь Осборн – не просто бездарь, а бездарь, лишенный источника для существования. Но еще больше это огорчает любовника Кэти, повернутого на сексе увядающего мачо Гарри (Джордж Клуни). Он прекрасно понимает, что такой расклад дел неминуемо потопит брак Коксов, а значит, очень скоро Гарри будут усиленно пилить мозг на тему необходимости развода с собственной женой ради соединения двух любящих сердец. А оно (соединение) Гарри совсем не надо.

И без того почти что “сантабарбарское” хитросплетение отношений усугубляется нелепым недоразумением. Диск с черновиками мемуаров Оззи попадает в руки придурковатых тренеров фитнес-центра Линды (Фрэнсис МакДорманд) и Чеда (Брэд Питт), которые решают, что файлы несут в себе какую-то мегасекретную информацию, а ее законный владелец – непременно серьезная шишка в ЦРУ. Значит, по-мнению физкультурников, с этой шишки можно стрясти неплохие бабки за возврат “секретных” паролей и явок. И оплатить себе, например, липосакцию и грудные протезы.

Целый ряд критиков, как, собственно говоря, и господа прокатчики, определили жанр этой картины как черную комедию. Меня и на второй день после просмотра гложут сомнения в справедливости такого ярлыка. Комедия – это то, над чем, по большей части, смеются. “После прочтения сжечь” – без сомнения фильм, способный целым рядом эпизодов вызвать смех. Но, при этом, назвать его комедией язык не повернется. Гораздо ближе его стилистика находится к социальной сатире. Ибо улыбаться Коэны предлагают с чувствительной долей горечи.

Прикрывшись этими не обязывающими “хи-хи-ха-ха”, Коэны воспользовались случаем, чтобы довести почти до совершенства свою теорию необратимости. Какого-то абсолютного фатализма. Сунь пальчик во вращающиеся, словно в старых гладильнях, валики судьбы, и через пару мгновений из механизма будут торчать только ноги. То, что кажется забавным, через мгновение заставит вас охнуть и застыть в кресле.

Картина мне, без сомнений, понравилась. Но я не склонен считать ее каким-то прорывом для Коэнов. Нет, не подумайте плохого. Братья по-прежнему сильны. Сюжет искрит креативом, кастинг поражает точностью, а образы, при всей своей гротескности, будто списаны с реальной жизни. Но я никак не могу отделаться от впечатления, что все происходящее на экране попахивает вторичностью. Не будь я убежденным фанатом “Большого Лебовского”, меня, вполне возможно, “После прочтения” просто разорвало бы. Но нельзя кривить душой. Их, эти два фильма, многое роднит, и во всех основных категориях, из которых складывается итоговая оценка, “Лебовски” выглядит мощнее и убедительнее. В нем филигранны каждый кадр, от первого до последнего, а в “Burn After Reading” Итан и Джоэль позволили действию провиснуть (и не один раз) так, что зритель мог безболезненно сходить за добавкой попкорна. Либо оригинальных идей хватило не на весь хронометраж, либо эти задумки остались мной не поняты.

Второй, и более существенной моей претензией является то, что братья, как говорят, "сыграли свои карты". Не удивили, не прижали к стулу, и позволили выдохнуть гораздо раньше финальных титров. Потому как оригинального в этой работе - минимум. Я прекрасно понимаю, что даже такие величины, как Коэны, могут заниматься манипулированием своей публикой, но мне не понравилость, что фильм местами слишком уж явно "просчитан". 

Впрочем, не все параллели в "После прочтения сжечь" с более ранними работами стоит считать заимствованиями и примитивным самоплагиатом. В отдельных аспектах схожесть концепций вполне адекватна. А в чем-то происходящее смотрится как некое продолжение темы. Как и в “Большом Лебовском”, и даже в "Фарго"“После прочтения сжечь” – это во многом аттракцион человеческой глупости, помноженной на человеческую алчность. Присущи ли эти пороки только подобным Гарри, Линде и Чеду фрикам? А кто сказал, что герои картины – какие-то невообразимые фрики? Господи, да на кого вообще они могут быть похожи? Ну, не знаю. Например, на озабоченного родственника, в свои сорок-с-небольшим переместившего центр принятия решений из головы в детородный орган. Или, скажем, на того нелепого здорового парня из соседнего спортзала, думающего, что всю соль мира можно закачать себе в бицепс. Или, вот, на бухающего, но при этом жутко амбициозного папашу лучшего друга. Эти персонажи не просто “отдаленно смахивают на…”. Они – абсолютно узнаваемы. Просто оглянитесь вокруг, и поймете, насколько гениальна наблюдательность Коэнов.

Безусловно, этот фильм оставил бы у меня на порядок менее позитивное впечатление, не будь он так силен актерскими работами. Трио звезд первой голливудской величины, обожающих бросать время от времени денежную рутину в блокбастерах, ради милого сердцу арт-хауса, блещет здесь по полной программе. Образы, выписанные Малковичем, Клуни и Питтом, великолепны. Малкович пышет энергией, заряжая каким-то бешеным драйвом каждый свой эпизод. И именно этого драйва, как мне показалось, не хватило картине в целом. Клуни абсолютно гениально играет эдакого “старика козлодоева”, средоточие глубинных комплексов, помноженных на страх надвигающейся импотенции. А Питт… Это надо видеть. Тех, кто привык к Брэду лощеному и сексапильному, может даже ужаснуть этот придурковатого вида герой с прической а-ля “Беверли Хиллз 90210”. Поначалу у меня были сомнения в правильности приглашения на роль Линды супруги брата Джоэля Фрэнсис Макдорманд. Однако второй просмотр заставил перекроить впечатления на самые восхищенные. Фрэнсис здесь гениальна. Вот так. Ни больше, ни меньше. Ее убежденному стремлению сделать эти долбаные операции нужно просто верить. И не становиться у нее на пути. Будь ты Осборн Кокс, будь ты чертова бабушка! 

Резюмирую: отличное кино. Пусть и порядком человеконенавистническое. Подчас даже чересчур для моей ситсемы координат. Впрочем, красочность и реализм персонажей вкупе с блистательной актерской игрой все равно способны перевесить все неочевидные минусы ленты.

P.S. Совершенно сумасшедший саундтрек.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments