
С любимым трудно расстаться.
Закончилась история, фильм, книжка, и остаешься в одиночестве, а герои живут себе дальше где-то в воображаемой реальности и ничего о тебе не ведают. Начинаешь придумывать, как бы могла сложиться их судьба, писать продолжения, не дай Бог. И тебе не приходит в голову, что автор, воплотивший на бумаге любимые образы, возможно, не планировал, что жизнь его героев продолжится. Но кому есть дело до автора?
Так и появляются такие недопроизведения вроде «Пьера и Наташи» или всем известной «Скарлетт». Уже по названиям становится ясно, что ставится горе-продолжателями во главу угла.
Почему мыльная опера не может быть искусством? Потому что человеческие страсти, изображаемые в ней, подчиняются закону общепринятых штампов. Неповторимой индивидуальности лишаются герои, выпав за рамки «Войны и мира», например, или «Унесенных ветром», а лишившись мира, в котором жили и, одухотворявшего их голоса автора, начинают прыгать по клеточкам, обозначенным словами «брак», «отношения», «дети» и так далее и тому подобное.
Случается, что сам автор решает снимать продолжение.
Клод Лелуш в 1966 году случайно сделал замечательный фильм – «Мужчина и женщина». Случайно, потому что совсем не планировал сотворить шедевр, а работал над рекламой гоночного автомобиля. Все лучшее в этой жизни мы делаем невзначай. Последующие произведения французского режиссера наполнены цитатами из его самого удачного фильма. Цитатами не только косвенными, но и в лоб. Особенно вот этот кадр, из конца, когда Анук Эме видит Трентиньяна на вокзале, выйдя из поезда, и кидается к нему на шею. И все кружится, кружится, кружится…
Эльдар Рязанов, добравшийся до своей самой большой удачи, «Иронии судьбы или с легким паром», не смог снять больше ни одной стоящей кинокартины. Все дальнейшее творчество – попытка повторить сложившийся успех. О том, каково получилось продолжение, снятое уже не им, но с его одобрения, кем-то очень зависимым от современных технологий, так называемых спецэффектов, по-моему вообще неуместных в драматическом кино, без учета изменившейся исторической обстановки и того, что Ленинград уже давно Петербург, вообще говорить не хочется.
Так что же больше всего разочаровывает в этих сиквелах-продолжениях, в этих «двадцать лет спустя»?
Герои вновь должны пережить неповторимое и острое чувство влюбленности, а для того они непременно должны были расстаться. Да и нельзя же строить сюжет на семейной жизни пары. Семейная жизнь – самое скучное и не романтичное, что можно придумать для фильма. В лучшем случае о семье можно снять комедию или фарс, но никак не фильм о любви. Потому Лелуш в своем продолжении разрушает судьбу и жизнь героев, желая создать новые условия для новой вспышки страсти. Уничтожается ли при этом смысл и ценность первого фильма? Нет, он остается жемчужиной, сияющей светом недосказанности и глубины. И юная Анук Эме кружится, обхватив шею любимого, в вечном танце любви.
Жаль, что мы помним, о том, что любим кого-то, только если не видели его вот уже 20 лет.
Community Info