3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

"Грачи" (1982) К. Ершова



от соавтора первого российского фильма ужасов "Вий" (1967). шедевр советского кинематографа, поставленный по мотивам судебного очерка О. Чайковской "Это было под Ростовом". мощнейший ответ на такие американские фильмы как "Банда Гриссомов" (1971) Олдрича и "Кровавая мама" (1970) Кормана.

правда Ершов показывает не банду психопатов, а нормальных советских уголовников. типажи двух братьев - старшего Виктора (Филатов) и младшего Александра и мужа их старшей сестры Леонида вроде бы никак не выпадают из канонов советского криминального жанра. старшие, что называется фартовые ребята - любят женщин и риск, стильно одеты. такие хорошо натренированной улыбкой могут обвести вокруг пальца продавщицу, проводницу или неопытного сотрудника милиции. младший - недотыкомка в джинсовой рубашке (хорошо бы смотрелся в польском кино), время от времени сползающий в агрессию относительно мужчин с красивыми спутницами.

убийство хозяина желтых жигулей, а затем коэновский расстрел сотрудников милиции, остановивших машину с трупом за превышение скорости, приводит братьев на скамью подсудимых, а Леонида к гибели во время задержания. фильм вообще вызывает массу ассоциаций. южные приморские сцены, грузовик на берегу моря перекликаются с похожими из "Маленькой Верой" (1988) Пичула. неожиданный снегопад за окнами зала суда - похожая сцена есть в "Пейзаж в тумане" (1987) Ангелопулоса. кадр с преступником лезущим на крышу по металлической лестнице в точности повторяет известную фотографию Родченко.

но Ершов снимает не простую и дидактическую криминальную драму, а авторский фильм, вызвавший в результате закономерное неудовольствие советского журналиста Федорова: "Вскрыв подноготную психологии взрослых преступников, авторы не дают глубокого анализа причин, приведших Виктора к необратимому моральному падению..." на излете брежневской эпохи в советский прокат вышел фильм, пересмотревший целый жанр.

холодным взглядом и без сантиментов показывает Ершов советскую реальность - от обшарпанных зимних улочек до ресторанных плясок под шлягеры советских ВИА. (похожим образом использовал популярную музыку Фрумин в "Ошибках юности" (1978-89) - вот еще одна перекличка, сцена пляже у Фрумина - сцена на рынке у Ершова). конечно Ершов не критикует общественный строй, но само разложение советской семьи на экране показательно. старший, отдельно живущий брат, не интересуется что происходит у родственников и закрывает глаза на очевидный уголовный уклон их жизни. мать - германовского типа женщина с пустыми глазами и готовностью защищать детей до конца. жены и любовницы уголовников тоже не задают лишних вопросов. необычен для советского кино и показ сексуальности в фильме. в нем нет откровенных эротических сцен - но то что подразумевается выходит за рамки общепринятого. особенно впечатлила сцена ревности-ненависти младшего к мужу сестры с подглядыванием и фрейдистской подоплекой конфликта.

Ершов насыщает весь фильм интереснейшими находками и деталями - уха переливается за края тарелки, подаваемой матерью сыну; судья (Петренко) отпарывает бирки с нового костюма и кипятит воду в стакане; дом семьи Грачей находится рядом железной дорогой и это словно по правилам показа жизни социальных низов в американском кино - за окном поезда; Виктор, скрываясь от погони в туалете, странно похлюпывает, когда пьёт воду из-под крана; братья стоят на берегу моря и спорят прислонившись к заднему борту грузовика.

столь не трафаретно решая сцену за ценой Ершов сталкивает две линии - неосознаваемость поступков младшим братом и ницшеанская позиция сверхчеловека у старшего. в конце концов понимаешь, что все трое преступников не ведали что творили. в их поступках не было осмысленности и рефлексии. к преступлению их привела не среда, а характерная для все семьи Грачей позиция - ни видеть, не слышать, не понимать. Ершов показывает автоматизм действий уголовников, погубленные ими жизни - чужие и свои. на скамье подсудимых оказываются люди. и эта постепенная смена психологического ракурса - от персонажа детектива к человеческой личности с прошлым, родными, амбициями - и есть сущность этого замечательного фильма.

по данным Кудрявцева в 1983 году фильм посмотрело 21,3 млн. зрителей при тираже 832 копии.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments