?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Странное время / 1997 / Наталья Пьянкова
Magritte
pol_ned wrote in drugoe_kino
23.63 КБ
Не так давно было время, когда в кинотеатры еще никто не ходил, а кино снималось непонятно для кого и непонятно на какие деньги. Фильмы по большему счету выходили сразу на видео, или канули в лету (иногда к лучшему…).Именно тогда, в период тотального безденежья, можно было ВСЕ. При полном отсутствии цензуры и продюсерского контроля могло бы родиться совершенно особенное кино, но социальный и экономический крах способствовали не взлету, а глубокой деградации и кино 90-х можно сравнить с чудовищами-мутантами, рожденными после атомного взрыва. Что снимали ТОГДА? Минуя пору тотально чернухи (пришедшейся на конец 80-х – первую половину 90-х), кино ударилось либо в скабрезные комедии с лицом Михаила Кокшенова и Панкратова-Черного, либо в боевики с бесконечными разборками ментов и бандитов, которых и отличить-то один от другого нельзя было. Большая куча мусора, постсоветский трэш в худшем проявлении. И вот на этой помойке иногда расцветали цветы, которые и по сей день кажутся совершенно особенными. Может ли быть иначе – какой силы жажда самовыражения должна быть, что бы годами наскребать деньги на пленку, а актеров снимать либо в долг, либо бесплатно «ради искусства». Что-то героическое в этом есть, подпольно-революционное. «Странное время» Натальи Пьянковой – из числа «цветов», хотя выдающимся назвать этот фильм язык не повернется. Он – особенный. Нелепо претенциозный порой, где-то неряшливый, опускающийся до безвкусицы даже, но при этом удивительно живой, искренний, надолго впечатывающийся в память. «Странное время» напоминает роман талантливого графомана, который так дорожит каждой своей мыслью, идеей, что никак не может себя ограничить и впихивает на страницы книги много больше, чем требует здравый смысл. Однако именно отсутствие здравого смысла, некий прекрасный налет безумия, одержимости даже превращают «графоманское кино» в кино особенное.
На крыше московской высотки двое мужчин рассказывают друг другу истории из своей жизни, потом к ним присоединяется женщина и рассказывает свою – стержнем фильма и являются эти три новеллы, каждая из которых о фиаско в любви. Налет сюрреализма присутствует с самого начала - рассказчики сидят на крыше, от земли далеко, до неба еще дальше, такая же «подвешенность» и в их историях, эмоциональная составляющая которых важнее логики. Так, первая история, рассказанная восточным красавцем Санчжаром (Глеб Сошников) построена на путанице на предмет главного героя рассказа – то ли это сам Санчжар, то ли его друг Леша (Сергей Виноградов), в кадре попеременно действуют оба актера, а рассказчик сбивается с «я» на «он». Еще бы – произошедшим не похвастаешься, удобнее говорить так, словно произошло это с кем-то другим: стоит однажды не закрыть дверь на ключ, как, проснувшись, обнаруживаешь перед собой странную даму с чемоданом и ироничной улыбкой на губах. «Как ты меня нашла?» - «По следам…». Откуда следы ведут неясно, т.к. вопрос-то задан, но на самом деле герой понятия не имеет кто перед ним, хотя и догадывается – что вспомнить есть что. Или нечего, потому что приехать дама могла и не к нему, а к его другу, но только сама не очень помнит как тот выглядит, поэтому и путается. Да и какая разница к кому приехала, когда в комнате их все равно только двое…Легкая неадекватность героини прекрасно передается сменой в кадре разных актеров, обозначающих одного героя, однако с ума-то в итоге готов сойти сам герой, насмерть влюбившийся в безумицу, а она взяла и исчезла на следующее утро – анекдот о том, как к другу приехала женщина, а друга в этот момент не было обернулся драмой о том, как влюбляешься в абстракцию, пришедшую из ниоткуда и ушедшую в никуда.
23.28 КБ

28.21 КБ

Вторая история менее сюрреалистична по форме, но не по сути: въехавшие в новую квартиру Борис (Олег Фомин) и Вика (Мария Гангус) знакомятся с соседской парой молодоженов, беременной Ирой и ее мужем, наглым красавчиком Стасом. Помешанная на сексуальных экспериментах и Кастанеде, Вика сразу берет на заметку юного Стаса, а Борис (в новелле, впрочем, именуемый Владимиром) проникается нежностью к беременной Ире, так отличающейся от циничной Викули. В общем-то, обоих потянуло на молодость и наивность, только если муж ограничился томными вздохами и смутными мечтами, то жена довела начатое до конца – на глазах не вовремя вошедшего мужа, чем разбила его сердце.
26.21 КБ

25.03 КБ

Третья новелла – лучшая, без преувеличения можно сказать, что именно она оправдывает сам факт существования фильма, а «графоманство» превращается в искусство. Роль Аллы, третьей рассказчицы, исполнила Елена Майорова, погибшая вскоре после завершения съемок в «Странном времени». Однако не знание того факта, что это ее последняя роль заставляет впиваться в экран глазами и пересматривать новеллу вновь и вновь, как и не знание того, что экранная любовь с Олегом Васильковым перешла в реальность – Майорова сыграла так, как иным не дано никогда. И я не могу понять ЧТО ЭТО – талант, удачное совпадение роли и личности, гениальное озарение какое-то? Вокруг фильма напустили мистического туману, что он оказался пророческим для Майоровой и действительно ловишь себя на таких же мыслях, когда видишь одержимость ее героини по отношению к молодому человеку, сыгранного Васильковым (который, насколько могу судить, в кино больше не снимался), и то, как часто в кадре загорается огонь – свечи, зажигалка, спички и все это рядом с ее лицом, отражением в глазах, прикованных к пламени.
28.66 КБ
Как бы там ни было, даже если ничего этого не знать, можно оказаться загипнотизированным такой простой казалось бы историей: женщина за 30 влюбляется в молодого парня – с первого взгляда. Происходит это в самом неромантичном месте – ресторане, где Таня Буланова на всю катушку и шансон. Она с подругами и случайными знакомцами, пытающимися снять себе на ночь женщин, а он один с зажигалкой и бутылкой коньяка. Одного взгляда хватило что бы сойти с ума, но только ей – он безразличен. Она пытается флиртовать, приглашать за свой столик – он игнорирует ее. «Ну и ладно, подумала я…а сама чуть не плакала». А потом случается чудо: гаснет свет, играет старинный фокстрот и хриплый мужской голос поет что-то там о глазах – она подходит, улыбается и «конечно ему ничего не осталось, как пригласить меня на танец. А потом он вдохнул меня всю…». Как это может выглядеть со стороны? Подвыпившая дама цепляет в кабаке пьяного юнца и тащит его домой. Но она ВЛЮБЛЕНА. Он принимает ее за шлюху и просит не беспокоиться – «деньги есть!». Она не опровергает его мысли, уязвленно подыгрывая, слишком поздно понимая, что этот брутальный «волчонок» девственник, ничего не знающий о женщине и первый опыт с ней для него почти неприятен как раз из-за ее показной уверенности и откровенности. Поэтому второй был лучше…Утром он исчезает, как и героиня первой новеллы – в никуда, а она так и не успеет ему сказать, что он ошибся и она просто полюбила.
20.63 КБ

12.09 КБ

12.94 КБ

16.51 КБ

У «Странного времени» судьба под стать названию. Роль Елены Майоровой была отмечена критиками и даже приз она какой-то за нее получила, сам фильм был представлен на зарубежных кинофестивалях и имел шумный успех в Роттердаме, однако после смерти Майоровой все неожиданно ополчились на Пьянкову, обвиняя как в порнографичности фильма (нужно отдать должное ее смелости – фильм действительно откровенный для нашего кинематографа, но уж никак не порнографический), так и в спаивании актрисы (тот факт, что героиня Майоровой не выпускает из руки бутылку вовсе не говорит все же о том, что сама актриса пила до, во время и после съемок – нелепое обвинение). Фильм заклеймили как пошлый и бездарный, низведя до уровня абсолютной маргинальности. Никита Сергеевич Михалков очень ругался, когда посмотрел…
28.59 КБ

35.75 КБ

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
очень хочется посмотреть...а где бы его скачать?

спасибо, будем смотреть, интригующая рецензия

Спасибо за то, что напомнили об этом фильме. Я его когда-то (наверное, как раз в 97/98) смотрела по телевизору (по-моему, показ предваряла небольшая передача о Елене Майоровой), и запомнился мне он вот этой зыбкой, неряшливой, не слишком уютной, но затягивающей атмосферой.
И Майорову, конечно, страшно жаль.

Да-да, именно тогда и я впервые посмотрел! Фильм о Майоровой назывался "Рассекая время" - удивился тогда еще такой прозрачной аллюзии на фильм фон Триера. Майорова поразила, я буквально влюбился в нее без памяти, она даже снилась мне, причем в этом сне все было так странно - словно она открыла дверь какому-то незнакомцу и уже открывая знала что погибнет, но это не остановило ее, потому что кроме гибели, ей предстояло еще ЧТО-ТО.В общем, сошел с ума тогда конкретно! Тогда же посмотрел "На ножах" по Лескову, где она Глафиру сыграла с тех пор Майорова - одна из самых любимых актрис отечественного кино для меня и это просто трагедия, что достойных ее уровня ролей в кино почти и не было.

Отличная рецензия, я получила удовольствие, читая :)
Не знаю удастся ли посмотреть фильм, но я постараюсь.

-с Майоровой нужно смотреть вообще в с ё !!!

возможно, не все ее роли сыграны на таком высоком уровне, но сейчас мн уже все равно - готов смотреть на нее сколько угодно и где угодно. А ведь раньше она казалась мне грубой уродиной! Поэтому когда случайно застал по тв фрагмент "Затерянного в Сибири" Митты (кстати, вот что нужно найти и скачать еще!), поразился, что Майорова-то оказывается ДРУГАЯ. Собственно, все началось с ее голоса, интонаций - как магнитом к экрану потянуло. Вот думаю, а почему же раньше...наверное, потому что изначально ассоциировалась с ролями в фильмах вроде "Одинкоим предоставляется общежитие" или "Забытая мелодия для флейты", где она действительно...резковата. Ну или вот в "Мелком бесе" маленькая роль вдовушки с папироской - любовался ею,конечно), но если б это было первое знакомство с ней, то, наверное, вздрогнул бы)

-она абсолютно-шедевральная актриса, редкость, перл, Личность, совершенно потрясающий человек -Явление в жизни!
-неспроста ее бог так скоро прибрал к себе - как всегда - Лучших.

Вансен

(Anonymous)
Автор, гугл в помощь и вы узнаете, что Олег Васильков достаточно много снимается.

на дату написания поста посмотрите:). За все эти годы он мало снимался.

На днях поделился ссылкой на эту рецензию в одном сообществе кинолюбителей в Фейсбуке. Моей ссылкой, в свою очередь, поделился Олег Фомин. сопроводив следующим текстом:

"- Фома, привет. Это Наташа Пьянкова. Будешь у меня сниматься? Только денег нет вообще. Только камера и пленка.
- А кто ещё?
- Лена Майорова...
- Конечно буду!
- Мы вечером ждём тебя,в Доме Кино, в ресторане.
- Алло! Леночка? Привет! Будешь у меня сниматься? Только денег нет.
- А кто ещё?
- Олег Фомин.
- Конечно буду!
- Мы тебя вечером ждём в Доме Кино, в ресторане.
Я пришёл первый. Пьянкова уже сидела и ждала. Мы хлопнули по рюмашке. И тут влетела Майорова. Ищет нас глазами... а до меня доходит, что Нас красиво «развели». Мы, с Леной смотрим на Наташу , потом друг на друга , и начинаем смеяться.
Через день, полуживой от бессонницы, «водила» на бэхе, привёз меня в крошечную комнату во ВГИКе (2 на 3 метра), упал на кушетку и , засыпая пробормотал,
- Наташа, давай мою тачку продадим и пленки докупим?..
Пьянкова, не отрываясь от сценария прокричала,
- А камеру на горбу по Москве таскать будем?
Возле стоящего на полу зеркала, одна молодая актриса красила волосы другой актрисе. Наташа отдала мне мои сцены, рассказала, что Серёжа Соловьев подарил ей несколько коробок плёнки и как она счастлива, что снимает. Я её «поругал», что не жалеет людей, что Водитель, пару раз чуть не впилился, пока ехали, потому что засыпал.
- А он не Водитель. У него Главная роль.
Так мы познакомились с Васильковым Олегом.
А потом был месяц счастья. Настоящего кино. Мы, по очереди сидели на звуке. Помогали Радику ставить свет. Гримировали друг друга. Я , за второго режиссёра, составлял графики съёмок.
Мою историю снимали в однушке Василькова. И все жили трое суток вместе.
Начало истории Майоровой снимали в буфете студии Горького. В «ресторанной» массовке снимались друзья и сотрудники студии Горького, включая всех продюсеров и директора , Сергея Ливнева.
В этот день мы договорились, что я сниму «Мытарь» в Минске. Но это уже другая история...
Спасибо за воспоминания!"

https://www.facebook.com/fominkino/posts/3092727510825670?notif_id=1599909011010122¬if_t=story_reshare

Edited at 2020-09-13 12:05 pm (UTC)

интересный экскурс в прошлое, спасибо)

  • 1