Майкл Питт предельно мил в роли беспринципных злодеев интеллектуального толка. А уж когда звезды располагаются таким образом, что в актерской команде с Майклом оказывается отменная актриса [как, положим, Сандра Баллок в "Отсчете убийств" или Наоми Уоттс в "Забавных играх"], результат бывает интересен, забавен и невъебически крут.
Главный [анти]герой "Забавных игр" - Дориан Грей эпохи постмодерна: умен, беспринципен, внеморален, игрив. И играет он, на пару с компаньоном, в самую развеселую игру, которую только можно представить. В убийство. Играет продуманно, выверенно и четко, не лишая, тем не менее, свои действия импровизационной изюминки и предоставляя объектам игры пространство - небольшое, правда, - для участия в развитии занимательного действа.
В качестве объека игры представлена средняя американская семья: муж, жена, один ребенок. По выходным они жарят барбекю, катаются на лодке и играют в гольф. В один из уик-эндов они наведываются в свой загородный дом и обнаруживают, что к соседям заехали гости: пара ребят, которые должны составить им воскресным утром компанию в гольф. Пока муж с сыном снаряжают лодку, один из этих ребят заходит в дом и просит предоставить ему квартет яиц для кулинарных практик. Хозяйка благосклонно дает, но он их невзначай разбивает. Просит еще, ему дают и он вновь роняет их на землю - уже не сам, а при содействии собаки [собака за это получает свое]. Когда он, уже в компании друга, настоятельно просит предоставить ему третью порцию яиц, хозяйка выходит из себя и просит визитеров покинуть ее дом. Те, в свою очередь, демонстративно обижаются на негостеприимство и, получив достойный повод, начинают свою игру, которая осуществляется посредством жесткого глумления, морального давления и старого доброго ультранасилия.
У зрителя же, который наблюдает за всем этим, под четким контролем ловких манипуляций Ханеке последовательно возникает возмущение к убийцам, сочувствие к жертвам и трепетный ужас при первом выстреле, который, как оказывается, по недоразумению[!] убивает ребенка. Но в конечном итоге все эти благородные порывы чувства сменяются предательским желанием признать, что [анти]герои в своей смертоносной беспечности весьма милы. Не величественны или ужасны, но просто ми-лы. Герои - милые ребята, которые играют в забавные игры, и эти игры по трагической случайности сопровождаются смертями их невольных участников.
Именно Игра, являясь тотальной установкой эпохи постмодерна, выступает в качестве главной или, чего уж там, единственной мотивировки действий героев. И действия эти, как бы ужасны они ни были, поощряются пасивным одобрением зрителя, которого [анти]герои риторическими обращениями делают соучастниками своих жестоких забав. Причем пассивное соучастие зрителей гораздо более предосудительно, чем активное - [анти]героев, ибо самые ужасные вещи как в жизни, так и на экране, совершаются при молчаливом одобрении наблюдателей. И фильм имеет место быть только при условии осуществления немого диалога со зрителями:
"Кровь?"
"Кровь!"
"Насилие?"
"Насилие!"
"Убийство?"
"Убийство!"
"Вам нравится?"
"Да!"
"Ну, что ж, тогда начнем?.."
Community Info