В ожидании счастья
Если после предыдущего фильма кинотеатрального режиссера Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» к его фамилии добавлялся знак вопроса, то после последней картины «Юрьев день» можно сказать с уверенностью: это один из самых убедительных и состоявшихся наших кинорежиссеров. Если не считать некоторого увлечения «эстетской» картинкой, кино на удивление зрелое и продуманное. История, рассказанная в этом фильме, стара, как древнегреческий миф о Хароне, перевозчике через реку Стикс в царство мертвых. Кем она только не интерпретировалась – от Франца Кафки («Замок») до Карена Шахназарова (фильм «Город Зеро»). Но если у Шахназарова история подана в жанре остроумного анекдота, то «Юрьев день» претендует чуть ли не на масштаб Дантовой «Божественной комедии».
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», – писал Данте, а современный поэт перефразировал: «Земную жизнь дойдя до середины, я повернулся и пошел назад». Именно в прошлое, в ту странную провинциальную жизнь на пределе возможностей повернул жизненный путь героини – известной оперной певицы (ее потрясающе сыграла Ксения Раппопорт). Время течет вспять. Певица с сыном приезжает проститься с родными осинами перед
длительной поездкой в Германию.
Внезапно сын исчезает, и мать остается в городе, где в поисках сына надевает одежды своей несостоявшейся судьбы.Как будто не было признания и славы, а была только жизнь в этом богом забытом городке. Она красит волосы в рыжий цвет (потому что это самая дешевая краска и все так носят), устраивается уборщицей в местную инфекционку, носит еду в палату-карцер, где заживо похоронены уголовники, больные туберкулезом, и в конце приходит в церковный хор рядовой певчей.
Ключом к фильму может служить короткая притча, вложенная сценаристом Юрием Арабовым в уста одной из героинь: «Жила одна счастливая семейная пара. И вот однажды они нашли на огороде склад времен войны. Саперы увезли снаряды, а молодые отчего-то развелись, и жизнь у них пошла по наклонной». «Юрьев день» – это попытка понять, что такое счастье. Внешне успешная оперная карьера на поверку оказывается как будто из другой реальности, а жизнь «на пороховой бочке» – настолько насыщенной и осознанной, что после просмотра фильма появляется новый вопрос: может, счастье действительно в жизни на
складе снарядов?
Или же в самом выборе пути? Не случайно же в Юрьев день на Руси крестьяне могли поменять барина. Какие порядки будут при новом – никто не знал. Но сам по себе выбор хозяина своей судьбы – это крайняя степень свободы, то есть возможность обретения счастья. Что, по сути, и является счастьем. (Дмитрий Ромендик, Труд-7)
Community Info