
Страна: Германия
Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Актеры: Мартина Гедек , Себастьян Кох , Ульрих Мюэ , Ульрих Тукур
Высшая школа разведки, Восточная Германия: капитан Герд Вислер прокручивает студентам магнитофонную пленку, на которой записан допрос человека, который помог убежать за границу своему другу. Вислер подробно разбирает весь проведенный лично им допрос, указывая на некоторые детали, которые могу показать, что человек говорит неправду, такие как: если задержанный невиновен то, чем больше прошло времени с момента ареста, тем громче он будет возмущаться и всяческим образом выказывать свое недовольство, а если человек замыкается в себе, то это первый признак его вины. Пленка прокручивается вперед, Вислер комментирует, что с момента первого допроса прошло 48 часов и все это время человеку не давали спать, в аудитории слышно как арестованный плачет, умоляя следователя дать ему хотя бы час сна. Вислер обращает внимание слушателей на вторую важную деталь, которая позволяет предположить, что задержанный врет: каждый раз его рассказ повторяется слово в слово, без изменений, словно он заучил текст назубок, а ведь обычно человек никогда не пересказывает одну и ту же историю без изменений, наоборот, с каждым пересказом его слова будут незначительно изменяться. Запись перематывают ещё немного вперед, мы слышим, как задержанный рыдает, и сознается в том, что помог убежать своему товарищу в Западную Германию.
Вислер - профессионал высокого класса, он один из лучших дознавателей «Штази», искренне верящий в необходимость своей работы. Он считает, что ради великой цели - построения коммунизма, необходимо подозревать всех и это обязательное условие существование социалистической ГДР. В один из дней ноября 1984 года, сидя в театре со своим начальником и наблюдая за интеллектуалами, пришедшими на пьесу, Вислер предлагает установить слежку за драматургом Георгом Драйманом, который вроде бы всегда был известен тем, что на сто процентов предан партии и никогда не был замечен в инакомыслии. Тем не менее запущенная идея дошла до министра который неровно дышит к подруге Георга Дрaймана - Кристе-Марии Зиланд. В квартире Драймана устанавливают микрофоны, на чердаке оборудуют пост наблюдения, где Вислер и другие сотрудники «Штази» день и ночь прослушивают то, что творится в квартире.
Я хочу, что бы вы не воспринимали эту ленту как антикоммунистическую агитку, показывающие ужасы, творившиеся в свое время за «железным занавесом». Такая же ситуация может происходить в любом государстве, и обстоятельства в которых оказались герои могли сложиться в любой другой стране мира.
Это фильм не о тоталитарном государстве, оно является фоном для разворачивающейся драмы, всё внимание картины сосредоточенно на человеке. Безусловно обстановка накладывает отпечаток на действия персонажей, и механизм поведению людей воспитанных в разных государствах будет разным, хотя бы в силу того что и внешние условия действующие на них будут различными. Просто в данном случае людям пришлось преодолевать гораздо больше препятствия для достижения своей цели, в виду того, что, живя в полицейском государстве, им приходилось мериться с большим количеством препон, ограничений, негласных запретов. Но любое общество этим грешит, не построили ещё государство, где бы обошлись без запретов. Но те эмоции, те чувства, та страсть, которую переживают герои ленты, близка каждому, вне зависимости от того, где он вырос: любовь, зависть, ненависть, все это суть существования людей, просто в данном случае в силу места действия и обстоятельств, все выразилось гораздо ярче, полнее и намного трагичнее.
На экране невероятно подробно, тонко и поначалу незаметно рассказывается история любви, между людьми которые не должны были узнать друг о друге, потому что они из разных миров. Но именно тот факт, что они оба жили в стране, где руководство считало необходимым, следить за своими гражданами, позволил Вистлеру узнать о Кристе-Марии. Это действительно иронично, жуткий монстр «Штази» - спецслужба, нагоняющая страх одним своим названием, стала невольной свахой. Чувство, возникшее между ними, неизбежно перевернуло жизнь обоих людей, раз и навсегда изменив каждого из них. В одном любовь породила самопожертвование, а в другом предательство.
Один из них предал любовь ради корыстного интереса, это только в очень плохих фильмах главгерой готов любой ценой, вплоть до собственной смерти защищать своего любимого. К сожалению, проза жизни диктует нам совершенно другой ход событий, стоит лишь пригрозить человеку…; нет даже не смертью. Оказалось, что необходимо пообещать отнять у него нечто гораздо менее ценное, чем собственная жизнь и тот готов отказаться от своего любимого ради сохранения своего ничтожного (но естественно крайне важного для себя) блага.
Другой персонаж, который пожертвовал фактически всем ради любимого человека, в конечном итоге остался ни с чем. Мы привыкли, что за благородный поступок человека поощряют (в стандартных киноштамповках главгерой получает в конце целый ряд бонусов: девушку, деньги, важный пост), но не в данном случае. Он обречен до конца своих дней на жалкую, нудную, отупляющую работу безо всякого просвета, без единой надежды на то, что его положение когда-либо измениться. Такова цена за благородство.
Действие фильма неспешно, в нем нет резких скачков, нет драйва, но от него невозможно оторваться. Он крайне жесток к зрителю, так как на протяжении всего действия не дает ни малейшего намека на то, что вся история закончится благополучно. Главные герои претерпели невероятное количество страдания, Система перемолола их в мелкий фарш, каждый потерял столь много что не смог уже продолжать свою прежнюю жизнь. Впрочем, может быть недолгие минуты счастья, которые они испытали, стоили того?
Community Info