В конкурсной программе XXX Московского кинофестиваля был представлен фильм Томаса Маккарти "Посетитель", являющийся его второй режиссерской работой. Картина была награждена призом за лучшую мужскую роль (Ричард Дженкинс) и почти получила приз зрительских симпатий, уступив лишь израильскому "Для моего отца". Будем надеяться, что "Посетителю" достанется еще не одна награда, ведь, по некоторым данным, картина достойна Оскара за лучший оригинальный сценарий. Но не об этом сейчас пойдет речь.
Дебютный фильм Маккарти "The Station Agent" также не был обойден вниманием общественности и собрал обильный урожай наград, начиная с приза зрительских симпатий на фестивале Sundance, заканчивая премией BAFTA за лучший оригинальный сценарий. Название картины, не задумываясь, можно перевести на русский как "Станционный смотритель", ибо местом действия в ней становится заброшенное депо на станции, где поезда уже не останавливаются.
Финбар привык быть один. Безропотно снося каждодневные насмешки окружающих, он никогда не стремился иметь широкий круг общения. Большой город, где раньше жил Финбар, был ему хорошим подспорьем, ведь в толпе так легко сохранять анонимность. Другое расклад – маленький городишко, в котором все друг у друга на виду. С первых же дней на новом месте в жизнь Фина стали довольно бесцеремонно вторгаться совершенно чужие ему люди. Джо (Бобби Каннавале), владелец фургончика с фаст-фудом, принялся активно набиваться к нему в друзья. Художница Оливия (Патрисия Кларксон) всеми силами старалась загладить вину за то, что дважды чуть его не переехала. Эмили, местная библиотекарша, выбрала Фина для откровенных бесед, а соседская девочка Клео настаивала, чтобы он пришел к ней в класс и рассказал о поездах. На первых порах бедному Финбару пришлось нелегко, но он справился с этим новым для него образом жизни.
Рядом с депо, в котором поселился Фин, на запасном пути стоял красный пассажирский вагон. И дело даже не в том, что выглядит этот вагон слишком новым на фоне пребывающей в запустении станции, а в том, что кажется он слишком многозначительным в сравнении с той ролью, что ему отвели в фильме. Клео хранила в нем свою коллекцию железнодорожных костылей, а Финбар устроил там разгром во время нервного срыва. И всего-то! Ситуация с вагоном характерна для "Смотрителя" в целом. В нем полно других деталей и сюжетных ответвлений, не получивших должного развития. От этого фильм кажется намного более обещающим, чем является на самом деле. Джо так и остается лишь болтливым компанейским парнем, и трудно понять, чего он так привязался к Фину. В доме Оливии на мольбертах расставлено множество картин, но они остаются лишь элементом обстановки дома художницы, не привнося в сюжет ничего нового. Как и вагон, картины лишь бутафория, подобранная в соответствии с темой жилища. В итоге "Станционный смотритель" оставляет впечатление еще одного милого, но непритязательного фильма, чья мораль предельно проста и понятна. Даже когда вокруг полно придурков, что тычут в тебя пальцем, не нужно замыкаться в себе и отталкивать тех немногих, кому ты будешь небезразличен.
Community Info