Идиот, отморозок и провокатор (lavrentij) wrote in drugoe_kino,
Идиот, отморозок и провокатор
lavrentij
drugoe_kino

Category:

Книги Просперо, Питер Гринуэй

Один из главных фильмов Питера Гринуэя сделан на материале поздней шекспировской пьесы «Буря». Герцог Милана, а по совместительству чудак-ученый Просперо оказывается подлым образом отлучен от власти и отправлен с малолетней дочкой Мирандой на верную гибель в открытом море. Однако полуразбитый корабль без парусов чудом прибивает к островку, где Просперо, поселившись в пещере, продолжает свои ученые занятия, а заодно учит Миранду. В научных изысканиях правителю-изгнаннику помогают драгоценные книги, дающие власть над духами.

Как и всегда у Гринуэя – визуальное пиршество, настоящая «видеоплоть», если воспользоваться термином из другого известного фильма, ну и щемящий неоклассический саундтрек. Задача стояла непростая – изобразить сверхчувственную действительность. Как сделать это так, чтобы не вышла фантастика или пародия? Гринуэй решает эту задачу путем с одной стороны погружения в предельную материальность, даже механистичность (магические книги натурально содержат в себе свой предмет: книга архитектуры построена по принципу детской книжки-раскладушки, страницы книги минералов пропитаны солями – в этом нарушении логического принципа предметности весь пафос Возрождения), а с другой – путем использования традиционных сюрреалистических инструментов – вся эта плоть (немыслимая куча голых тел, вообще-то!) абсолютно  выключена из привычных семиотических связей. Дикие телодвижения, непонятные передвижения, странная мимика. Особого упоминания заслуживают ключевые сущности, попавшие в рабство к Просперо – дух воздуха Ариэль и злобное отродье Калибан. Развеществления Ариэля режиссер добился вовсе не за счет каких-то компьютерных трюков. Просто там три мальчика, во взаимодвижении натягивают те нити, на которых держится в нашем мире это легчайшее из существ. А земноводный Калибан движется в духе современных танцев. И, глядя на него, понимаешь, как сложно ему встроить себя в жесткую материальность. Его колбасит не по-детски. Движения Калибана – это существо Калибана. Не выпендреж, а способ существования. И грустное, красивое лицо как у Врубелевского Демона.

Мне думается, что этим фильмом режиссер хотел дать свое понимание смысла Шекспира как человека, подведшего итог Возрождению. Весь фильм мы галлюцинируем. Материя сна ничем не отличается от материи действительности. Мы живем в мире, где все возможно, потому что нет еще строгой субъектно-объектности Нового времени. В этом мире уже возможна наука, но еще по-прежнему возможны магия и чудеса. Просперо кончает с этим – волшебные книги отправляются в воду, духи улетают в стихию чистого бытия. Человек остается один. Впрочем, останься он совсем один – жизнь потеряла бы смысл. К счастью одна книга уцелела – сборник пьес Шекспира.

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments