?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Что случилось с Беби Джейн?
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
What Ever Happened to Baby Jane?
1962, реж. Роберт Олдрич, в главных ролях Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Виктор Буоно

Большую часть жизни я прожил, зная о факте существования этого фильма, но посмотрел его только вчера.
Дело в том, что я видел другие фильмы этого режиссёра, в том числе и считающися его лучшим фильмом - издевательский триллер "Целуй меня насмерть". Это было хорошо, но особого восторга не вызывало. Профессиональный, талантливый режиссёр, с умом и чувством юмора. Ну, много их, прекрасных... К тому же по поводу конкретно "Что случилось с Беби Джейн?" я читал у Трюффо, что это подражание Хичкоку, типа фильмов Эдуарда Дмитрыка и Стенли Донена.
И ничего особенного от фильма не ожидал, предполагая увидеть черную комедию, смешивающую мотивы "Бульвара Заходящего Солнца" и "Психо".
О, как я ошибся!
Этот фильм - черный шедевр. Больной, тягостный, головокружительный, завораживающий шедевр.
Джоан Кроуфорд и Роберт Олдрич объединились, чтобы продемонстрировать миру гениальную актрису - Бетт Девис, может быть, величайшую из актрис, когда-либо снимавшихся в кино. Я видет фильмы с Бетт Девис поры её звёздной молодости. Она была язвительна, элегантна, цинична, талантлива, но таких красоток в Золотой Век Голливуда были сотни. Она не завораживала и не потрясала.
А здесь... Бетт Девис - старуха. И ей нет необходимости быть сексапильной для мужской части аудитории. Она внутренне свободна. Она наконец-то смогла сыграть в полную мощь своего таланта. И это - ураган, начисто срывающий крышу!
Там, в фильме, речь идёт о двух сестрах, талантливой и бездарной, злой и доброй, красивой и уродливой... Проблема только в том, что одна из них была девочкой-звездой-эстрады в 1917 году, а другая стала суперзвездой Голливуда в 1937... И вот теперь они, состарившиеся и полузабытые, живут взаперти в доме, некогда принадлежавшем Рудольфо Валентино, и та, что была звездой 1937 года, прикована к инвалидной коляске. А у её сестры - серьёзные проблемы с психикой. И вот эту полубезумную сестру, старуху с отвисшими щеками и грубым гримом поверх морщин, как раз и играет Бетт Девис.
Конечно, всё плохо, а по ходу фильма становится всё хуже и хуже, а под конец и убийства... Но, господи, какое ошеломление испытываешь, глядя на... Жалость, ужас, преклонение, отчаяние!
В недооценённом фильме Ренуара "Завещание профессора Корделье" векий Жан-Луи Барро сыграл бандита Опала, который и не человек вовсе. Барро в этой роли двигался совершенно свободно, с нечеловеческой свободой в жестах, как животное. Я думал, что это уникальное достижение. Что повторить или хотя бы приблизиться к этому уровню невозможно, ибо это уже стоит по другую сторону актёрства.
И вот - как я ошибался. Бетт Девис на протяжении всего фильма безупречна в выражении внутренней свободы и гораздо более разнообразна, чем гениальный Барро. Это ужас, это красота безумия и распада, когда за всеми ограничениями, что на человека накладывается культура, вдруг выглядывает обнажённая, ничем не украшенная... душа.
Я не желаю пересказывать сюжет. И не хочу подробно разбирать режиссуру Олдрича, о котором полностью переменил своё мнение. И замечателен трюк Олтмена: в некоторых кадрах героиня Бетт Девис не такая, как есть, а какой она себе кажется, и эти кадры неизменно действуют как удар по глазам.
Дурак Трюффо (он в самом деле был черезвычайно глуп, этот чудо-кино-мальчик) написал, что "Что случилось с Беби Джейн?" - подражание Хичкоку? Ха! Олдрич в паре эпизодов демонстрирует типичные хичкоковские приёмы для нагнетания саспенса и тут же отбрасывает их в сторону. Напряжение в фильме растёт с каждым кадром, но вдохновляется Олдрич не профессионалом Альфредом Хичкоком, а поэтом Орсоном Уэллсом.

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Хоть и не видел данный фильм, но столь живая рекомендация подтолкнёт меня к поиску ленты :)

Хорошо пишете! Фильм я видел когда-то, и он мне даже понравился, но такие тонкости я, конечно, не просёк. Надо будет пересмотреть ещё раз. Конечно, это никакой не Хичкок, и как Трюффо мог такое ляпнуть? (Во дураааааааак!...)

;-))

Вольно же вам кривляться.
Если я высказываю некое мнение, это означает, что я его вполне могу обосновать.

А я и не кривляюсь, я на полном серьёзе. Да-с!

один из моих любимых фильмов, спасибо за такую эмоциональную рецензию

Я не могу сказать, что этот фильм у меня любимый. Но он меня потряс.

да, это чувствуется. очень ярко написали об этом, погрузили в атмосферу картины

вот после такого всплеска эмоций всегда хочется увидеть фильм)
о "Беби Джейн" давно знаю, но пока нигде не попадался фильм - буду искать усиленно)

На Олдрича обратил внимание благодаря ГРЯЗНОЙ ДЮЖИНЕ. Ожидал такого МУЖСКОГО кино и от всего остального, хотя Олдрич не тот режиссер, ради которого стану землю лопатить - давеча отсмотрел БАНДУ ГРИССОМОВ - показалось слишком уж СЮЖЕТНО. Много повествовательности и мало КИНО. Может быть это недостаток экранизации прозы, может быть нечто временное, но фильм ка-то при некоторых своих достоинствах НЕ УДИВИЛ. Хотя заметно, что Олдрич - своенравный и своеобразный расказчик. Освоение его отошло на второй план, а тут вот ваше мнение по поводу "Что случилось с Беби Джейн?" и мнение такое... возбуждающее интерес с новой силой...
Что, по вашему мнению, стоит увидеть у Олдрича ЕЩЕ?

Олдрич, как мне теперь кажется, из презрения к зрителю работал намного ниже своего действительного уровня. В сущности, и этот фильм лишён авторских амбиций (Олдрич не пытается поразить зрителя своим мастерством) и сделан исключительно для великой Бетт Девис. Как преклонённый дар. Но при этом (и именно поэтому) видно, насколько высоко его формальное мастерство.
Я бы решительно советовал посмотреть его кэмповую комедию "Целуй меня насмерть", сделанную в виде триллера, как квинтэссенция "черного фильма" 50-х годов. Издевательсто чистой воды, по роману Микки Спиллейна.
И параноидальный полит-триллер "Последний проблеск в сумерках" - это уже 70-е годы, озлобленное левое кино, каллиграфический омаж на "новый голливуд".

А "Тише, тише, милая Шарлотта" - это безумное самопародирование (как мне теперь стало ясно) вот этого шедевра - "Что случилось с Бэби Джейн"

Да, это-шедевр 20 века...На протяжении всего фильма испытываешь неподдельное отвращение к Джейн и жалость, смешанную с состраданием по отношению к ее сестре...Бетт Дэвис играет неподражаемо, великолепно, ярко, талантливо, я даже сказала бы в несколько раз лучше, чем в фильме "Иезавель" (Оскар за женскую роль), который я очень люблю! Мне кажется, Бетт была достойна и третьей награды за игру в самом ярком фильме в ее карьере! Да, Джейн уродлива, безобразна и все прочие эпитеты, но ТАКОЙ ее сделала "милая и добрая" Бланш своей завистью к славе сестры...

Зря вы сюжетный секрет выдаёте. Я старался об этом не писать. Но знаете, там ведь сложнее: Бланш по-настоящему талантливая актриса, Джейн - бездарна... Но, как показывает эта история, талант никого не делает ни добрее ни сильнее ни счастливее. Между прочим, есть современный фильм, который называется, кажется, "Глория" с самой талантливой современной киноактрисой в главной роли - Дженифер Язон Ли - там тоже две сестры, одна бездарная, другая талантливая. И талантливая поёт на сцене, а бездарная ХОЧЕТ петь. И талантливая - ничтожество, а бездарная - огромная, мощная трагическая душа. Это не совсем, как в "Бэби Джейн", но авторы фильма явно смотрели Олдритча.

Почему обязательно писать, что Трюффо был дурак? Для красоты рецензии? Учитывая, что он почти стал родственником Хичкока, можно предположить, что он был просто пристрастен. С вас другие доказательства глупости Трюффо. Мне правда интересно.

"... Беби Джейн" нравится.
Джоан Кроуфорд шикарна...

На DVD среди допов - отличный фильм о ней.

Edited at 2008-09-08 06:58 pm (UTC)

И? Где доказательства глупости? Какой-то говновулкан смердит.

Вы совершенно не поняли статью. Та статья - большущий комплимент французскому кино и Трюффо в частности. Комплимент в отношении Трюффо не заслуженый, ибо професссионалом этот кинематографист так и не стал, остался дилетантом, сам не знающим, что снимает. Когда он работал с Раулем Кутаром, его вытаскивал умный и жесткий Кутар (в сущности, "Нежная кожа" - фильм Кутара, а не вяло присутствующего Трюффо). Когда Кутара сменил Армендарис, в фильмах Трюффо всё повалилось набок.

Доказательства

Ну, если хотите... Например, в "451 градус по Фаренгейту" у него сжигают (и вообще показывают в кадре) исключительно новые, нечитаные, свежекупленые книги, хотя по логике книги должны быть старые, потрёпаные, зачитаные. Это - очевидная режиссёрская глупость. Можно таке вспомнить абсолютно никакой фильм "Последнее метро". Совершенно упоительный сюжет, замечательные актёры - и какая-то картонная невнятица в кадре. Режиссура совершенно бездарная (для примеров тут надо разбирать весь фильм, потому что он весь, от первого до последнего эпизода - посредственный, а мне пересматривать плохое кино для вашего удовольствия лениво), надо быть очень глупым человеком, чтобы так испортить фильм.

В качестве глупости Трюффо уже не режиссёра а журналиста можно напомнить его фразу, которой он настолько гордился, что несколько раз пересказал её в разных статьях и интервью: в разговоре с Базеном он однажды сказал Базену: "Неужели вы не видите, что самый плохой фильм Хоукса лучше самого лучшего фильма Хьюстона?" Это глупо, очень глупо, так как Хьюстон занимался совсем другим кино, чем Хоукс, и снимал всё лучше, лучше, лучше, пока не завершил свою карьеру замечательным "Умершим" по Джойсу. Трюффо этого не понял и не заметил. Режиссёр, не способный оценить киногению "Сокровищ Сьерра-Мадре" Хьюстона - это глупый режиссёр, не умеющий ВИДЕТЬ.

Родственником Хичкока Трюффо никак "стать" не мог. Его пристрастность объясняется гораздо проще: будучи журналистами, Шаброль, Ромер, Годар и Трюффо открыли и воспрославили формальное мастерство Хичкока, который до того считался посредственным ремесленником. Но Ромер, Шаброль и Годар, сделав это открытие, пошли дальше, а Трюффо так и носился с Хичкоком, как дурень с писаной торбой, до конца своих дней.

При этом Трюффо отнюдь не бездарен. Просто катастрофически не умён.

  • 1